Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
От
этого времени сохранился всего лишь один уникальный музыкальный памятник —
вступление к пифийской оде Пиндара (пример 1). В музыкальной науке нет единства
мнений в подлинности этого фрагмента, поскольку оригинал не сохранился (известна
лишь его публикация в XVII веке). Так или иначе пока еще не найдены более древние
образцы античной мелодики. Ода Пиндара написана в дорийском ладу, который, по
мнению Платона, был единственным истинно эллинским. Лад ярко выделен в ходе
мелодического движения, открывающегося трижды повторенным дорийским
тетрахордом. Поэтический текст состоит из пяти строф. Первая из них такова:
О
кифара золотая, ты — Аполлона и муз Темнокудрых равный удел.
Мере
струнной пляска, начало веселий, внемлет, Вторят лики сладкогласные...
(перевод
Вяч. Иванова)
3 «Созвучию... мы радуемся потому, что оно есть смешение
противоположностей, находящихся в определенном взаимном отношении», — сказано
в «Проблемах» — сочинении школы Аристотеля (цит. по. кн.: Античная музыкальная
эстетика, с. 171).
9
Второй
по времени происхождения мелодический фрагмент, сохранившийся от V века, представляет собой отрывок из трагедии Еврипида
«Орест». Эта музыка возникла уже в итоге значительного опыта, который
приобрели великие греческие трагики. В процессе развития от VI к V веку греческая
трагедия впитала в себя многообразные музыкально-поэтические и
музыкально-пластические истоки: в сущности и эпос, и хоровая песня-пляска, и
сольная лирика нашли свое претворение в трагическом театре. Можно сказать даже,
что трагедия представляет высокий синтез искусств, которые ранее существовали,
каждое, еще в первоначальном синкретическом единстве (поэзия-музыка,
пластика-музыка и т. д.).
Классическим
веком трагедии стал V век до н. э.: творчество
величайших трагиков Эсхила (ок. 525—456), Софокла (ок. 496— 406) и Еврипида
(ок. 480—406) приходится главным образом на две последние трети его. Это было
время высшего расцвета греческой художественной культуры, век Фидия и
Поликлета, таких памятников классической архитектуры, как Парфенон в Афинах,
быть может, лучший век в искусстве всего Древнего мира. Само общественное
развитие Древней Греции привело античную культуру к этому подъему.
Экономический и политический расцвет греческих городов-государств, характер
афинской демократии в век Перикла создали историческую основу для высокого
подъема художественной культуры на афинской почве. В 472 году был торжественно
открыт огромный театр Диониса в Афинах, в котором и происходили представления
трагедий. Подобно другим греческим театрам (например, в Эпидавре), он
образовал обширный амфитеатр (на естественных склонах местности) под открытым
небом и вмещал огромную аудиторию (около 30 тыс. человек в Афинах, около 14
тыс. в Эпидавре). Круглая орхестра не была ничем отделена от зрителей, занавес
отсутствовал. Весь театр как бы сливался с пейзажем. Постановки трагедий
рассматривались как общественные празднества и носили, в границах рабовладельческого
общества, относительно широкий демократический характер: театр посещался всеми
гражданами, которые даже получали для этого государственное пособие. Хор —
выразитель общей морали — представлял народ на трагической сцене и выступал от
его имени.
Предыдущая Следующая