Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Новое
направление в музыкально-поэтическом искусстве Древней Греции, выдвинувшее
собственно лирические темы и образы, связано с именами ионийца Архилоха (VII век) и крупнейших представителей лесбийской школы
Алкея и Сафо (рубеж VII и VI веков). Можно думать, что с усилением собственно лирического
начала возрастала и роль мелодики в их произведениях. Само слово «лирика»
ведет свое происхождение от лиры: игрой на этом инструменте поэты сопровождали
пение своих стихов. Есть сведения о том, что Архилох пользовался приемами так
называемого крузиса, то есть инструментального сопровождения, «насквозь
пронизывающего пение». Под этим подразумевалось возможное скрещивание вокальной
мелодии с ее «вариантом»,
8
одновременно
исполняемым на инструменте, — принцип гетерофонии. Знала ли древнегреческая
музыка иные, зрелые типы многоголосия? О созвучиях теоретики писали 3,
но возможность совместного движения разных голосов не подтверждается ни
теоретическими свидетельствами, ни памятниками самого искусства.
Лирическая
поэзия VI века представлена несколькими жанровыми
разновидностями: элегиями, гимнами, свадебными песнями. . Они были
музыкально-поэтическими: поэт и музыкант все еще соединялись в одном лице. К
сожалению, сохранились лишь поэтические тексты, а записи мелодий отсутствуют.
Не исключено, что поэты сплошь и рядом не записывали свои мелодии, полагаясь
при собственном исполнении на память, на естественное для них следование за стихом.
Поэзия VI века отнюдь не ограничивалась, однако, любовной
лирикой, хотя она занимала большое место, например, в творчестве Анакреонта
(середина VI века). Среди поэтических
жанров того времени известны и сколии (застольные песни), и партении (культовые
песнопения), и эпиникии (песни в честь победителей на состязаниях). Особенно
прославился своими эпиникиями фиванский поэт Пиндар (522—448). Его произведения
были вдохновлены большими празднествами-состязаниями VI—V веков,
широчайшими из которых стали олимпийские игры. В этих состязаниях участвовали и
поэты-музыканты, и целые коллективы исполнителей. Всей организации придавалось
высокое общественное значение, и победителям оказывались почести. Представители
эпического искусства, кифареды, авлоды и авлеты, хоры с авлетами, исполняли
целую программу, составленную из древних, новых и новейших поэтических
произведений с музыкой. Народ выделял достойных поэтов-музыкантов, и
торжественные эпиникии прославляли победителей.
Предыдущая Следующая