Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Всем
на обильной земле обитающим людям полезны. Всеми высоко честимы певцы; их сама
научила * Пению муза, ей мило певцов благородное племя.
Наряду
с пением и танцами под форминкс в «Илиаде» упоминается и авлос (духовой
инструмент типа гобоя), ставший вместе с лирой излюбленным в Древней Греции.
Сами греки, судя по их мифам, выводили авлос и искусство авлетов из Азии.
Именно легендарному авлету Олимпу из Фригии приписывалось создание Древнейших
номов, то есть традиционных, образцовых мело-
7
дий
на определенные случаи (например, в честь тех или иных богов).
Более
точные, исторические данные о поэтах-певцах, об определенных
поэтико-музыкальных направлениях в Древней Греции относятся к VII—VI векам. Самая
ранняя из известных нам творческих школ связана с островом Лесбосом: из нее
вышел поэт и певец Терпандр (конец VII
века), прославившийся своей победой на поэтических состязаниях в Спарте. От
него легенда ведет происхождение так называемой кифародии, то есть пения под
кифару (струнный инструмент типа лиры). В отличие от более древнего эпического
искусства аэдов кифареды, по-видимому, исполняли свои произведения несколько
иначе: сказ-речитация перешел у них в мелодическое изложение, появились
инструментальные вступления, вообще возросла роль музыкального начала.
Параллельно
кифародии шло и развитие авлодии, как называли греки пение под авлос.
Известно, что особые песни-плачи исполнялись в VII веке с сопровождением авлоса. Вместе с тем уже в VI столетии прославился и такой род музыки, как
авлистика, — в отличие от авлодии, чисто инструментальный жанр. В 586 году
авлет Саккад из Аргоса одержал победу на пифийских играх в Дельфах, где он
исполнил на авлосе «программный» ном — пьесу о борьбе Аполлона с пифоном.
Наряду
с сольным исполнением эпических произведений в VII—VI веках
известны также и особые хоровые жанры. Так, хоровые песни на острове Крите
соединялись с пластическими движениями, с пляской (гипорхема); некоторым из
них, например пеану (целительная песня-танец), придавалось магическое значение.
Легенда связывает Крит со Спартой, повествуя о том, что критянин Фалес перенес
местные традиции в Спарту. Действительно, хоровые жанры с VII века широко культивировались в Спарте. Известнейшим
представителем спартанской школы был создатель военных хоровых песен Тиртей.
Известно, что спартанцы придавали музыке большое государственное,
воспитательное значение. Обучение музыкальному искусству не носило у них
профессионального характера, а просто входило в систему общего воспитания
юношества. Отсюда выросла в итоге теория этоса, обоснованная позднее греческими
мыслителями.
Предыдущая Следующая