Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
1 Платон. Законы. — Цит. по кн.: Античная музыкальная
эстетика. М., 1960, с. 147.
2 М а р к с К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 736.
6
Судя
по материалам, добытым при археологических раскопках, на территории Древней
Греции существовала достаточно развитая музыкальная культура в крито-микенский
период. Вполне конкретных сведений сохранилось об этом очень мало. Однако
изображения таких инструментов, как систр, духовые, лира в руках музыкантов
(иногда при выполнении обрядов), позволяют думать о значительном опыте
музицирования. Во всяком случае очевидно, что не одни какие-либо восточные
влияния, но и большие местные, коренные культурные традиции подготовили
дальнейшее художественное движение на греческой почве.
К
стариннейшим временам уходят и истоки древнегреческих мифов о великих
музыкантах — Орфее, Олимпе, Марсии. Эти мифы прославляют еще чудодейственную,
магическую силу музыки. Многие из них, возможно, связаны с восточными
странами, а некоторые прямо указывают на Восток, как миф о фригийском (Малая
Азия) авлетисте Олимпе. Подобно этим мифам отдельные музыкально-пластические
жанры, известные в Древней Греции, тоже, вероятно, уходят своими корнями далеко
в глубь истории: вплоть до VII века греки
придавали тем или иным танцам особое магическое значение (исцеление от болезни,
помощь на войне и т. п.).
Важные
сведения о ранней музыкальной культуре в Греции дает нам гомеровский эпос, сам
по себе связанный с музыкальным исполнением (напевный сказ). Поскольку в
«Илиаде» и «Одиссее» заметен как бы ряд разновременных пластов (от XII—XI до VIII века), их сведения трудно отнести к узкому историческому
периоду. Однако установлено, что они характеризуют более всего начало нового
тысячелетия: последние процессы внутри родового строя и зарождение в нем новых
социальных тенденций. Так, в «Илиаде» говорится еще лишь о бытовых песнях
(рабочих, свадебных, похоронных), а герои этой поэмы сами поют, пляшут и играют
на форминксе (щипковый инструмент типа лиры). «Одиссея» же повествует о
певцах-сказителях, аэдах, выделившихся из среды народных музыкантов. Такие
певцы — слагатели эпоса — пользовались, как гласит поэма, большим почетом в
обществе. Когда Одиссей пировал у феакийцев в царском дворце, слепой певец
Демодок тут же слагал песни о его странствиях:, а Одиссей, слушая их, закрывал
голову мантией, дабы никто не видел его слез. Отблагодарив затем певца,
Одиссей сказал:
Предыдущая Следующая