Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
5
даже
общее направление его остается неясным, а последовательность явлений —
неуловимой.
В
то же время — сколь это ни парадоксально — ни об одном искусстве так много не
писали, так охотно не рассуждали, как о музыке, о ее воспитательном назначении,
о ее теоретических основах. Это, разумеется, способно несколько пополнить наши
сведения, хотя античные высказывания о музыкальном искусстве носили по
преимуществу либо этико-прикладной, либо формально-теоретический характер. С
одной стороны, из многочисленных свидетельств литературы и изобразительных
искусств можно заключить, что музыка занимала очень большое место в жизни
древних греков, с другой же — сами суждения о ней исходили не из оценки ее образного
или эмоционального значения, а скорее из дидактического или
научно-систематического понимания: музыка как важное средство воспитания
гармоничного человека, музыка как точная наука.
Важнейшим
свойством культуры Древней Греции, вне которого ее почти не воспринимали
современники и соответственно не сможем понять мы, является существование
музыки в синкретическом единении с другими искусствами — на ранних ступенях или
в синтезе с ними — в эпоху расцвета. Музыка в неразрывной связи с поэзией
(отсюда — лирика), музыка как непременная участница трагедии, музыка и танец —
таковы характерные явления древнегреческой художественной жизни. Платон,
например, весьма критически отзывался об инструментальной музыке, независимой
от пляски и пения, утверждая, что она пригодна лишь для скорой, без запинки
ходьбы и для изображения звериного крика: «Применение отдельно взятой игры на
флейте и на кифаре заключает в себе нечто в высокой степени безвкусное и
достойное лишь фокусника» 1. И хотя на такой крайней точке зрения
стояли не все, кто судил тогда о музыкальном искусстве, тем не менее музыка без
поэтического слова, вне пластики или театрального действия, а следовательно,
чисто инструментальная в частности, не завоевала в Древней Греции
общественного признания наряду с другими формами ее бытия.
«Известно,
— пишет Маркс, — что греческая мифология составляла не только арсенал
греческого искусства, но и его почву» 2. Эта почвенная связь
древнегреческого искусства, даже в пору его высшего расцвета, его зрелого
совершенства, со стариннейшими мифологическими представлениями народа,
сложившимися еще в доклассовом обществе, в большой мере определяет общий смысл
греческой культуры вообще, как самой зрелой из ранних культур. Истоки греческой
трагедии, высокого и сложного искусства, идут из мифологии, из магических
действ, из верований народа. Более ранние художественные явления несут на себе
явные следы мифологизма.
Предыдущая Следующая