Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Приношу
глубокую благодарность всем, кто в процессе обсуждения рукописи данного тома
или его глав высказал замечания и советы по тексту: коллективу сотрудников
Сектора классического искусства Запада во Всесоюзном научно-исследовательском
институте искусствознания, в особенности В. Н. Брянцевой и Е. И. Ротенбергу;
рецензентам рукописи — профессору Московской консерватории Н. С. Николаевой и
доценту, кандидату искусствоведения Н. А. Симаковой. От души благодарю также
коллег, бескорыстно помогавших мне дружескими советами и материалами в ходе
работы над книгой: доцента Государственного музыкально-педагогического
института имени Гнесиных Ю. К. Евдокимову, и. о. профессора того же института
Р. К. Ширинян.
4
Музыкальная
культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии
музыкальной культуры Европы, представляя таким образом как бы ее детство.
Вместе с тем она является высшим выражением культуры Древнего мира и обнаруживает
несомненные связи с более древними культурами Ближнего Востока — Египта, Сирии,
Палестины. Однако при всех исторических связях этого рода (следы их
наблюдаются в инструментарии, в названиях ладов, в магических истоках.отдельных
видов художественной деятельности и т. д.) музыкальная культура античной
Греции отнюдь не повторяет пути, пройденного другими странами: она обладает
собственным неповторимым обликом, своими бесспорными достижениями, которые и
передает отчасти европейскому средневековью и затем — в большей степени —
эпохе Возрождения.
В
отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории
сколько-нибудь равноценного им творческого наследия. Если памятники
изобразительного искусства (особенно скульптуры и архитектуры) с огромной полнотой
и в высоком совершенстве представляют лучшие достижения античности, а гомеровский
эпос, древнегреческая трагедия и создания крупнейших греческих и римских поэтов
тоже являются в своем роде классическими образцами античной культуры, то
памятники музыкального искусства поистине бессильны перед ними. На огромном
историческом протяжении в восемь веков — от V века до н. э. по III век н. э. — рассеяны всего одиннадцать образцов
(частью во фрагментах) древнегреческой музыки, которые сохранились в нотации того
времени. Правда, это первые в Европе записи мелодий, которые дошли до
нас. Но на их основании невозможно воссоздать, хотя бы в минимальном
приближении, ход развития античного музыкального искусства. Перед нами —
случайно выхваченные моменты, всего лишь точки этого процесса, тогда как
Предыдущая Следующая