Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
протяжении всего творческого пути Палестрина был связан с работой в церкви и
находился в Риме, в близости к папскому двору. Хотя он писал и светские
музыкальные произведения, основную часть созданного им составляют мессы,
духовные мотеты и мадригалы. Ему было всего двадцать лет, когда начались
заседания тридентского собора, а затем, на протяжении долгого времени, он
постоянно слышал в Риме отзвуки тягостных для него споров о судьбах музыки в
католической церкви. Иными словами, его творческая жизнь с начала И до конца
проходила под знаком контрреформации, католической реакции.
236
Таким
образом, все условия деятельности Палестрины как будто бы направляли его
творческое развитие вспять от ренессансного пути. Характер склонностей и
интересов композитора заставлял его сосредоточиться на традиционных
полифонических
жанрах
a cappella.
В
глазах римских пап и вообще высшего духовенства Палестрина мог выглядеть
хранителем лучших устоев церковной музыки. Его признавали спасителем полифонии
в церкви, когда на тридентском соборе раздались демагогические голоса против
нее. Так легко, казалось бы, — по этим поверхностным признакам — объявить
великого Палестрину истинным художником католической церкви в период
контрреформации! Однако его искусство почему-то не утратило своей впечатляющей
силы, не перестало быть классикой строгого стиля вплоть до наши? дней. Среди
крупнейших современных ему новаторов Палестрина выполнил, вероятно, самую
трудную творческую задачу: он нашел путь к обновлению полифонического искусства
изнутри и подвел его к новому историческому рубежу всего музыкального развития
на исходе XVI векa. Огромное значение при этом имела итальянская природа вокального
мелодизма Палестрины: она смягчила характер многоголосного звучания, внесла
кантиленность в голосоведение, способствовала тем самым удивительной пластичности
и ровности полифонического развертывания ткани. Не менее важным оказалось в
итоге для стиля Палестрины и новое чувство гармонии, столь ясное в итальянской
песне.
Джованни
Пьерлуиджи да Палестрина родился около 1525 года и получил свое прозвание по
месту рождения (Палестрина, близ Рима). С детства стал мальчиком-певчим в
соборе родного города, с 1534 года был певцом в капелле S. Maria
Maggiore в Риме, спустя пять лет
вернулся в Палестрину, затем снова находился в Риме, где занимался музыкой под
руководством одного из церковных капельмейстеров. В 1544 году юный музыкант
получил должность органиста и «мастера пения» в соборе Палестрины. Это
означает, что его образование успешно завершилось и он был совершенно готов k тому, чтобы руководить церковными певчими. В 1551 году
папа Юлий III лично содействовал приглашению
Палестрины в Рим, капельмейстером в собор св. Петра. (Возможно, что папа, сам
происходивший из того же городка, что и Палестрина, был наслышан об успехах
своего земляка.) С 1554 года начались публикации произведений Палестрины
(первая книга месс). В 1555 году он вошел в состав Сикстинской капеллы, где не
проработал и года — из-за своего семейного положения (в этой капелле тогда
могли состоять лишь неженатые музыканты, а у Палестрины была жена и двое
сыновей). В дальнейшем Палестрина был капельмейстером в Латеранском соборе и в S. Maria Maggiore, а с 1571 года вернулся в собор св. Петра. Параллельно
другим занятиям он являлся капельмей-
Предыдущая Следующая