Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
237
стером
в доме кардинала Ипполито д'Эсте и одно время занимал должность учителя музыки
в римской семинарии. В 1560-е годы духовные произведения Палестрины принесли
ему сначала известность в церковных кругах, а затем и подлинную славу в
Италии.
После
тридентского собора за Палестриной закрепилась легенда «спасителя церковной
музыки»; одна из его месс (прозванная «Мессой папы Марчелло», следовательно
возникшая в 1555 году) в 1562—1563 годы, будучи исполненной в доме кардинала
Вителли, убедила высшее духовенство в том, что полифоническая музыка может не
затемнять смысла слов и, следовательно, не нарушать церковного благочестия.
Вряд ли Палестрина думал при этом намеренно «защищать» полифонию. Многоголосие,
позволяющее слышать слова, характерно для многих его произведений, но
вместе с тем он мог писать и иначе. Показательно, что уже в 1568 году он
спрашивал герцога Гонзага, желает ли тот получить от него длинную или короткую
мессу и нужно ли, чтобы были слышны слова.
Высокий
авторитет Палестрины в вопросах церковной музыки стал непререкаемым. В 1577
году папа Григорий XIII призвал Палестрину к участию
в реформе градуала, то есть собрания церковных песнопений. В 1580 году, после
смерти первой жены композитор принял духовный сан и получил каноникат. Его
окружали единомышленники и последователи. В 1584 году в Риме была учреждена под
патронатом папства «Vertuosa Compagnia dei musici»
(«Общество мастеров музыки», из которого произошла впоследствии Академиа Санта
Чечилиа). В нее вошли, кроме Палестрины, Дж. М. Нанино, О. Гриффи, А. Кривелли
и другие музыканты. Примерно к тому же времени относится сочинение мессы, в
котором принимали участие семь композиторов во главе с Палестриной. Она была
написана на материале пятиголосного духовного мадригала Палестрины «Cantantibus organis
Caecilia» (1575, так же была названа и
месса). Kyrie и Credo здесь принадлежали
А. Стабиле, Gloria создал Палестрина, Sanctus написали вдвоем П. Сантини и К. Манчини и т. д. С
названными музыкантами сотрудничали также Дж. А. Драгони, Ф. Суриано, Р.
Джованнелли. Подобное предприятие было возможно только в том случае, если музыкантов
хотя ' бы в той или иной мере объединяли общие позиции.
Предыдущая Следующая