Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Для
месс Палестрина предпочитает четырех- и пятиголосие (из 102 его месс — 40
четырехголосных и 38 пятиголосных). Склад музыки в них чисто вокальный, по
преимуществу кантиленный, а на его общем фоне отчетливо выделяются нечастые иные
интонации, смело восходящие по гармоническим тонам, близкие фанфарным,
порой неожиданно-широкие скачки голоса. Подобные, казалось бы незначительные
детали весьма симптоматичны для стиля Палестрины. Развертывание многоголосной
ткани произведения отличается у него удивительной ровностью, уравновешенностью,
своего рода выдержкой на определенном эмоциональном уровне. Композитор
стремится как можно реже нарушать достигнутое равновесие. И только в какой-либо
определенной точке, с высокой степенью расчета, он может выйти за общий
выдержанный уровень звучания — достигнув мелодической вершины, введя
мелодическую фразу необычайной широты, выделив иные особенности голосоведения и
т. д.
Полифоническую
технику Палестрины можно назвать идеальной и по ее совершенству во всех
жанрах, больших и малых, и по ее «неосязаемости» для слуха, который
воспринимает художественное достижение, но не техническое «д о с т и г а н и
е». В этом смысле из предшественников композитора ближе всего к нему стоит
Жоскен Депре. Весь сложный, традиционный и одновременно индивидуализированный
комплекс технических
239
приемов
направлен у Палестрины на достижение образно-тематической целостности в
крупных музыкальных масштабах (в части мессы, в совокупности ее частей, также в
мотете), интонационной «выведенности» последующего из предыдущего и всего
вместе — из определенного первоисточника. Этому служат многообразные композиционные
усилия в различных произведениях.
Палестрина
широко пользуется имитационными и каноническими принципами, создает, среди
других, собственно канонические мессы: «Ad coenam agni providi», «Ad fugum», «Missa canonica», «Rempleatur os meum laude», «Sin nomine» (на самом деле
написана на песню Кадеака «Je suis déshéritée») и другие. Помимо того, каноническое изложение можно
встретить у него в любой мессе. Советский исследователь раскрыл, в частности,
сложный, строго рациональный замысел в соотношении канонов внутри месс «Rempleatur os meum laude» и «Sin nomine».
Предыдущая Следующая