Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
«В
первой из них проведена строгая зависимость между расстоянием от пропосты до
риспосты и величиной интервала имитации: последовательно уменьшающееся
расстояние всегда равно половине числовой величины интервала, которая, начав от
октавы, постепенно уменьшается на единицу.
Kyrie:
двухголосный канон в 8 (октава), расстояние 4 такта; Christe: 7 и 3 1/2; Kyrie II: 6—3; Gloria: 5—2 1/2».41 Во второй из названных месс применен, так сказать,
обратный расчет: расстояние между пропостой и риспостой постепенно
увеличивается на 1/4 такта и в последнем из одиннадцати канонов составляет 11
четвертей, то есть 23/4 такта. Такого рода пропорции, надо
полагать, осознавались лишь музыкантами профессионалами, например опытными
певцами капелл (они же композиторы). При слушании мессы воспринималось едиаство
тематического материала, цельность его развертывания и, быть может, некоторое
различие в строении канонов — не больше того.
Тематические
источники месс Палестрины вполне традиционны. Он создавал их на материале чужих
песен (П. Кадеака, Д. Л. Примаверы), мотетов (Л. Хеллинка, Жоскена, Жаке,
Андреа де Сильва и других), мадригалов (Д. Феррабоско, К. де Pope), на григорианские мелодии. Более двадцати раз композитор
опирался в мессах на собственные мотеты, его месса «Vestiva i colli» написана на его же известный мадригал этого названия.
Порой еще открываются темы месс, которые не имели названия, как уже упоминалось
о мессе «Sine nomine». В итоге всего лишь
пять месс Палестрины как будто бы не зависят от какого-либо первоисточника:
«Месса папы Марчелло», «Brevis», «Ad fugam», «Quinti toni»,
«Missa canonica».
Обращение
с тематическим первоисточником у Палестрины на первый взгляд тоже может показаться
традиционным. Мы находим у него и давно известную технику cantus firmus'a — в мессах
41 Протопопов Вл. Проблемы формы в полифонических
произведениях строгого стиля. — Сов. музыка, 1977, № 3, с. 103.
240
L'homme armé», «Ave Maria»,
«Ecce
sacerdos magnus», «Tu es Petrus», «Veni creator» и др., и более развитую технику использования
одноголосного первоисточника (так называемые мессы-парафразы), к которой
Палестрина обращается охотнее: «Pater noster», «Regina coeli», «Alma redemptoris mater», «Ave regina» (три последние — на антифоны) и др. Наиболее
высокий тип претворения первоисточника у Палестрины выражен в его
мессах-пародиях, написанных на материале чужих мотетов и мадригалов, а
также своих многоголосных сочинений. Композитор явно предпочитал этот метод
создания крупного циклического произведения на основе кропотливейшего,
«многоступенчатого» развертывания заданного тематического материала с
образованием целой системы внутренних связей, цепных соотношений элементов
тематизма, превращений и т. д. Примерно половина месс Палестрины относится к
этому типу.
Предыдущая Следующая