Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
специальном исследовании «Тематические процессы в мессах Палестрины» Ю. К.
Евдокимова убедительно показывает характерные особенности и главные отличия
мессы-парафразы и мессы-пародии у Палестрины на примерах двух произведений. В
качестве мессы-пародии избрана для рассмотрения одна из поздних его месс «Lauda Sion», созданная на основе собственного мотета Палестрины
того же названия. В отношении к первоисточнику месса, так сказать, уже вторична:
мотет написан на григорианский напев, а месса — на его мотетную обработку.
Автор анализирует процесс «строительства» мессы из тематического материала
мотета (отчасти—«через него»—из самой григорианской секвенции) и обнаруживает
сложнейшие связи как с тематическими мотивами мотета, так и с целыми «блоками»
его музыки, с эпизодическими темообразованиями, с типом контраста, найденного в
средней части мотета, даже с числовыми пропорциями, действующими в мотете. Но
главное заключается не в этих связях самих по себе, а в движении композиторской
мысли, в том, какие функции отводит Палестрина тематическим элементам мотета в
мессе, как он их развивает, какие потенции их выявляет наново.
«Особенности
музыкальной формы, найденные композитором приемы организации мотета как
цельной, художественно законченной композиции войдут в мессу компонентами
циклической драматургии», — замечает автор . В мессе, естественно, возрастает
количество вариантов тематических образований, почерпнутых из мотета, по ее
частям проведены те же пропорции, которые сложились в структуре мотета (27 — 24
— 20— 12 тактов). Из фактурного контраста в средней части мотета вырастает в
мессе сильный, сквозной для цикла, контрастный импульс. Через мессу проходит
своего рода «блок» мотета — его заключительное построение, которое объединяет
завершения ряда ее частей и образует как бы арку композиции. На основании
проделанного ис-
42
Евдокимова Ю. Тематические процессы
в мессах Палестрины. В кн: Теоретические наблюдения над историей музыки, с. 99.
241
следования
Ю. К. Евдокимова приходит к выводу, что исключительность Палестрины-художника
неуловима на уровне музыкального материала, гармонии или ритма, а выявляется
только «высшей логикой организации художественного произведения» 43.
Предыдущая Следующая