Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Наблюдения
над особенностями формообразования в мессах Палестрины позволяют прийти к
многосторонним выводам о соразмерности частей и разделов циклической
композиции, о зарождении формы фугато (имитационное изложение и
тонико-доминантовая организация тематизма) в той или иной части мессы. Более
зрелым становится у композитора ладогармоническое мышление, и все отчетливее из
рамок модальности выступают у него функциональные отношения мажоро-минорной
системы (каденции в этом смысле особенно показательны).
Впрочем,
здесь следует заметить, что на всем пути нидерландской полифонической школы
постоянно приходилось наблюдать тенденцию постепенного преодоления модальности.
Чистой, последовательной модальности мы не обнаружили ни у одного из крупных
полифонистов. Модальная система так называемых церковных ладов возникла и
действовала в связи с практикой одноголосия, выросла из нее. Чем активнее
развивались многоголосные формы, чем значительнее становились в них не только
сплетение мелодических линий (горизонтальных), но и смысл созвучий (вертикаль),
тем менее удовлетворяли возможностям развертывания музыки церковные лады в их
чистом виде: ранее всего это обнаружилось в местах членения разделов или
завершения композиции. Таким образом, Палестрина продолжил эту тенденцию,
акцентировал ее, хотя еще и не перешел полностью на мажоро-минорную ладовую
систему.
Большое
художественное значение в этой связи получило у композитора контрастное
сопоставление имитационно-полифонических разделов или частей произведения — и
чисто, выдержанно аккордовых. Подобные контрасты были характерны и для
Жоскена. Палестрина углубил их, отточил композиционно. Важно также, что у него
идеальное равновесие мелодики и гармонии соблюдается как в имитационных, так и
в аккордовых разделах. При движении «нота против ноты» каждый голос мыслится
так же пластично, так же «самоценно», как и при имитационном или каноническом
складе.
Удивительно
многообразен Палестрина в выборе общего стилевого облика для своих месс. Даже
два его произведения, написанные на известнейшую тогда тему «L'homme armé»
и возникшие в 1570 и в 1582 годах, выдержаны в различной манере. В более ранней
мессе «L'homme armé»
композитор с ясностью, можно сказать дерзкой для своего времени, проводит
отрезки мелодии песни и в качестве cantus firmus'a, и как материал для имитации, расширяет ее от начала
мессы, от Kyrie — к Sanctus и создает
Предыдущая Следующая