Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
43 Евдокимова Ю. Цит. изд., с. 99.
242
в
итоге цикл, в котором хорошо слышен латинский текст литургии и столь же отчетливо
слышится мелодия популярной песни, да еще и многократно повторенная в своих
попевках. Общий характер пятиголосия воспринимается как прозрачный, распевы
слогов не очень часты, преобладают гаммообразные, ритмы просты. Вторая месса на
ту же тему (не названную на этот раз в заглавии — «Missa Quarta») как бы прячет мелодию первоисточника, растворяя ее в
сквозном имитационном движении, и хотя ее интонациями насыщена полифоническая
ткань, достаточно сложная и усложняющаяся от начала к концу произведения, сама
песня не выплывает на первый план. Наряду с этим Палестрина может выделить
заимствованную, например григорианскую мелодию в различных голосах почти всех
частей мессы и сохранить за ней е е текст, который должен звучать одновременно
с текстом самой мессы. Такова четырехголосная месса «Ессе sacerdos magnus». Для месс разного назначения композитор избирает
различные типы фактуры. В первой мессе «L'homme armé» фактура прозрачная — а в праздничной мессе
«Sacrum
convivium» она богата распевами,
мелизмами, плотно насыщена, хотя и в том и в другом случае произведения
пятиголосны. В ряде месс особенно выделяется богатством широких распевов
наиболее торжественная часть — Sanctus («Ut Re Mi Fa Sol La», «De Beata virgine» — «Osanna»).
Каких
бы сторон искусстава Палестрины ни касались исследователи, труднее всего им
охарактеризовать его мелодику. Мы знаем, что она диатонична, движется пластично
и плавно, целеустремленно развивает материал первоисточника, может быть и
силлабичной и распетой, «внимательна» к словесному тексту, специфически
вокальна... Все это лишь общие определения. Индивидуальные же признаки
палестриновской мелодии, как важного образного начала, трудно поддаются
определению. Композитор скуп на изобретение своего тематизма; лишь единичные
его мессы написаны вне первоисточника, да и среди них есть созданная на
безличную тему «Ut Re Mi Fa Sol La». В таком
отношении к тематизму, унаследованном от многолетней традиции полифонической
школы, проявляется в полном смысле внеличностное восприятие темы-источника,
нежелание сколько-нибудь индивидуализировать свой тематический материал и даже
стремление насквозь пронизывать интонациями, структурными особенностями,
целыми «блоками» первоисточника всю музыку месс-пародий. Это традиционнейшее
отношение к тематизму сочетается, как мы видели, у Палестрины с высоким
мастерством его развития. Процесс развития музыки становится важнейшей,
индивидуальной стороной композиторского творчества, а тема, объект развития
остается индивидуально безразличной. Поэтому точнее говорить об образности в
мессах Палестрины, ощутимой в процессе ее становления и развития, чем о
тех или иных завершенных образах, или о теме как о зеpне образа.
Предыдущая Следующая