Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Образность
Палестрины в какой-то мере, быть может, и зависит от темы первоисточника, но в
различных произведениях очень
243
по-разному.
Материал первоисточника имеет по преимуществу то конструктивное, то общее
интонационное значение, но он, особенно на высоких ступенях претворения, в
мессах-пародиях, не оказывает самостоятельного художественного воздействия, а
образно действует лишь в большом комплексе всех средств сложного и глубоко
продуманного полифонического целого. Внеличностное и личностное в
композиторском творчестве оказываются неразрывно переплетенными, что так или
иначе проявляется в характере образности.
Не
приходится доказывать, что труднейшей задачей в этих условиях является
нахождение того, что именно и в каком направлении действует по
преимуществу в каждом случае, определяя характер образности. При этом
желательно как бы вынести за скобки по возможности все, что отличает образность
Палестрины в целом, на протяжении творческого пути. Композитор всегда избегает
повышенной или обостренной по его времени экспрессии, он не пользуется
средствами хроматизма, необычными гармоническими последовательностями,
избегает уменьшенных и увеличенных интервалов в мелодии, острых ритмов. В этом
смысле Палестрина — антипод Джезуальдо. Привычное, спокойное, ясное,
благозвучное он предпочитает экспрессивному, острооригинальному, напряженному.
Не ищет Палестрина и особых красочно-тембровых эффектов. В период первого
подъема инструментальных жанров, в годы расцвета венецианской школы с ее
крупными вокально-инструментальными формами он, как будто бы всемерно
ограничивая себя, во что бы то ни стало хранит чистоту диатонического
вокального склада. И в этом смысле он предпочитает привычное, давно
выверенное, спокойное по ровному колориту — яркой и новой красочности, сложным
комбинациям тембров. Уже по этим признакам вырисовывается спокойный,
сдержанный, умеренный характер его образности, которая именно так и должна была
восприниматься современниками Палестрины, искушенными в музыкальных новшествах.
Напомним вдобавок, что целая система композиционных средств служит у него созданию
единства и целостности внутри крупных произведений и их частей. В итоге его
искусство классично по совокупности этих признаков.
Предыдущая Следующая