Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
«Месса
папы Марчелло», одна из известнейших у Палестрины, не принадлежит ни к числу
его наиболее простых и прозрачных по хоровой фактуре, ни к числу самых сложных
и богатых по насыщенности праздничного хорового звучания. Хотя и считается,
что благодаря ясности декламации она будто бы смогла «спасти полифонию» в
церкви, соотношение текста и музыки в ней примерно таково же, как и в
большинстве месс Палестрины. Обычно подобные его произведения исполнялись ранее
всего в Риме, в частности в папской капелле. Состав ее лишь незначительно
изменялся в XVI веке. При исполнении мессы
Палестрины в нем могли участвовать примерно по 7 дискантов и альтов, 4 тенора,
6 басов. Партии высоких голосов исполнялись мальчиками. По-
244
скольку
«Месса папы Марчелло» — шестиголосная (в ней две партии теноров и две — басов),
она исполнялась, следовательно — по нашим меркам, — небольшим хоровым
ансамблем. Каждая мелодическая линия проводилась с большой чистотой и отчетливостью,
что было весьма существенно: все шесть партий равно важны, равно вокальны (даже
бас — за редкими исключениями). Когда Палестрина писал музыку, он точно, из
практики знал, кто именно и как будет ее исполнять, на кого рассчитана ее
тесситура. Все это нужно иметь в виду, так как на общем спокойном, ровном фоне
вокальной диатонической музыки строгого стиля выразительная роль может
принадлежать, например, такой интонационной или фактурной частности, такому выбору
регистров, какие в ином стиле показались бы, пожалуй, нейтральными.
В
полифонических произведениях строгого стиля образный характер каждой части или
раздела в мессе или мотете оттенялся в сопоставлении с иными по динамике,
фактуре, метру соседними частями или разделами. К концу XVI века все более проявлялась тенденция к контрастности
внутри цикла. У Палестрины и в последовании частей мессы нет резкости или
остроты сопоставлений, скорее заметны мягкость и умеренность. И на этом
фоне отличия частей могут выражаться, скажем, только в особенностях хоровой
фактуры или в степени распетости слогов текста. Так, в «Мессе папы
Марчелло», вне сомнений, ощутимо отличие между торжественным, сильным, с
элементами патетики Sanctus — и более камерной,
мягкой, певучей частью Benedictus. Это
достигнуто сложной совокупностью простых приемов. Разумеется, здесь в полной
мере действуют общие свойства стиля и формообразования Палестрины, о которых
можно уже не говорить. В остальном же выделим несколько существенных признаков.
В Sanctus — широкие распевы гаммами, частью параллельные в
разных голосах, напряженная тесситура (семь раз достигается мелодическая
вершина — соль второй октавы), выразительно подчеркнутая вершина в
начале и в конце части, веские короткие фразы, имитируемые с 32-го
такта, в характере сигнала-призыва (интонационно близкие другим частям мессы).
В Benedictus — более
камерная партитура, всего четыре голоса (без басов), много пауз и реального
трехголосия, голосоведение широкораспевно, певуче, тонкие параллелизмы в парах
голосов, характерные попевки типа группетто с 15-го такта в разных голосах,
после долгого и плавного развертывания мелодий как бы сжатие тематизма, рост
напряжения с 25-го такта и смело достигнутая вершина (такты 31 — 32). В этой
части есть своя лирика, спокойная, сдержанная, но все же выделенная некоторым
контрастом с предыдущей частью и как бы поднимающаяся к своей единственной
вершине.
Предыдущая Следующая