Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Возвращаясь
к началу мессы, заметим, что образность Kyrie
труднее определима, нежели образность Benedictus,
по контрасту с предыдущей частью. Прочная спаянность всех разделов Kyrie, ряд, казалось бы, различных тематических
образований, но цепным
245
путем
выведенных одно из другого, — все это связано с характером и движением
образности в этой части мессы. Для крайних разделов части, то есть Kyrie I и II, характерно
большее напряжение чувств, нежели в среднем разделе, Christe, причем это напряжение нарастает к концу каждого
раздела. С первых же тактов широта мелодического дыхания, особенно в верхнем
голосе, в котором сразу же достигается мелодическая вершина (единственная в
разделе), создает впечатление вдохновенного начала. Текст пока довольно широко
распевается, целое скреплено имитациями (далее — канонами в парах нижних
голосов). С 15-го такта движение уплотняется благодаря повторениям короткой,
«настойчивой» попевки, интонационно выведенной, как бы отчлененной из
первоначального тематизма; напряжение чувства растет, но к концу напоминание о
широкой мелодике начала дает относительное успокоение. Средний раздел, Christe, вносит новые оттенки выразительности: он звучит
нежнее, женственнее, прозрачнее, хотя в его тематизм вплетаются (в увеличении)
широкие фразы из Kyrie I. Особенно характерны здесь
изящные мелизмы параллельными терциями (порой через октаву) в парах голосов —
тонкий, лирический штрих (в будущем станет признаком пасторальности). Вершина
достигается спокойно, лишь в 16-м такте. После нее напряжение все же растет,
хотя более умеренно, чем в первом разделе. Kyrie II в некоторой мере аналогично первому разделу, связано
с ним тематическими образованиями, но все же и отлично от него. В нем есть и
медленное введение с экспонированием строгой темы, идущей большими длительностями
в духе cantus
firmus'a, и явное
напоминание о вдохновенном начале мессы в верхнем голосе с достижением вершины
в 7-м такте, и вычленение новой, энергичной попевки, как бы подстегивающей
движение к концу — с большей мерой напряжения, чем в первом разделе. В итоге
понятен процесс движения чувств, их вдохновенного первого порыва, их роста, их
лирического смягчения, их нового, постепенного подъема, их настойчивого
утверждения... Но ничего сугубо личного, ничего слишком экспрессивного,
ничего более конкретного... Это отнюдь не лирический монолог (как бывало тогда
даже в многоголосных мадригалах), не драматический хор, а именно моление —
вдохновенное, настойчивое, разрастающееся — о милосердии. Для него естественны
именно данные средства выразительности, именно эта внеличная строгость в
ограничении экспрессии.
Предыдущая Следующая