Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В Gloria, как и следовало ожидать, больше торжественности,
мощности, но и больше силлабики, меньше распевов, больше объективности
выражения. На этом общем фоне выделено «Qui tollis»
— строгой аккордикой и достижением единственной (для Gloria) вершины — почти в таком же мелодическом
контексте, как во втором Kyrie.
Credo по характеру движения довольно отчетливо делится на
два раздела (помимо более дробных построений) — до Crucifixus и после Et resurrexit.
Первый раздел, в характере некоторой
246
декларативности
(исповедание веры), главным образом силлабичен, хотя и с двумя вершинами на
подъемах в 3-м и 55-м тактах. Второй гораздо более распевен, мелодически
пластичен, и в этом непосредственно близок началу мессы (см. такты 13 — 14 —
15). Между двумя большими разделами выделена музыка Crucifixus: короткое, строгое, аккордовое построение в 12
тактов. Ни остроты экспрессии, ни горечи здесь нет; только сосредоточенность,
тихая, торжественная серьезность. Это вполне характерно для Палестрины, который
трактовал тему распятия совершенно иначе, чем Бах. О частях Sanctus—Benedictus речь уже
шла. Отметим теперь, что вдохновенное начало Kyrie I по-своему отразилось в Sanctus, да и, кроме того, в этой торжественной части есть и
иные тематические и структурно-динамические связи с первой частью мессы.
Последняя
ее часть, Agnus dei — самая распетая, даже
кантиленная в духе итальянского мелодизма, широкого, плавного, с едва заметными
признаками речитации. Полифоническая насыщенность, богатство линий словно
сдерживают, «объективизируют» лирическое чувство — и все же оно ощутимо с
первых тактов, близких по характеру выразительности началу мессы.
Разумеется,
даже самые скромные, осторожные попытки определить характер образности в мессе
Палестрины ограничены критериями его стиля. Это вдохновенно для него,
лирично для него — а у ряда его современников критерии вдохновенности
или лирики будут уже другими. Мало того: сам характер выражения у Палестрины
всецело связан с особенностями его тематизма, его внутренне-вариационного,
необычайно целеустремленного развития тематического материала, его
формообразования. Все это в свою очередь определяет цельность, строгость,
сдержанность его образного мышления, чистоту и «объективность» его лирики,
умеренность экспрессии, и тем не менее в итоге — большую выразительную силу его
искусства, его высокую духовность.
Предыдущая Следующая