Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Среди
многочисленных мотетов Палестрины больше всего четырех- и пятиголосных, но в
отличие от месс он здесь отдает явное предпочтение пятиголосию. Довольно много
у него шести-и восьмиголосных мотетов, мало двенадцатиголосных и всего два
семиголосных. Состав исполнителей, естественно, изменяется. Даже в циклах
пятиголосных мотетов композитор не придерживается одного состава, а удваивает
то партию теноров, то партию сопрано, то партию альтов, а иногда обходится без
верхнего голоса. Вообще регистровые краски он склонен искать различные. Если
число голосов велико, Палестрина имеет в виду два или три хора. Так,
торжественный двенадцатиголосный мотет «Laudate dominum in tympanis» он пишет для трех хоров, которые выступают и в
перекличках, и вместе. В отличие от многих других авторов своего времени,
композитор стремится к компактности формы мотета, избегает многочастности,
предпочитая одночастную (несколько реже — двухчастную) композицию. Вообще Палестрина,
обладая совершенным чувством формы и ее пропорции, нисколько не
грешит
длиннотами. Тексты мотетов у него, как это было принято, духовные, латинские,
почерпнутые из григорианских песнопений, из латинских стихов, из библейской
«Песни песней».
Очень
многое из того, что характерно для стилистики и формообразования в мессах
Палестрины, остается существенным и для его мотетов: опора на григорианский
хорал и технику cantus firmus'a, совокупность полифонических приемов, чередование
имитационного изложения с чисто аккордовым. Однако в мотетах, разумеется,
масштабы тематического развития гораздо более скромны, а сам тематизм
складывается свободнее, зачастую вне опоры на какой-либо первоисточник. Менее
строг и весь интонационный строй ряда мотетов, особенно лирических по
содержанию, близкому даже мадригалам. Иной раз удивительна сама мелодика того
или иного мотета, сразу, с первого выступления заявляющая о себе. Ее движение
было бы малохарактерным для месс: вместо плавной поступенности — широкие
скачки, сплошь терцовые ходы или выделение терций в пассажах (пример 93). Необычны
порой интонации, звучащие при достижении мелодической вершины и потому наиболее
сильно действующие (пример 94).
Предыдущая Следующая