Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Трудно
говорить о разновидностях мотетов Палестрины. Среди огромного их количества
есть и множество «вариантов» в трактовке этого жанра. Выделим хотя бы две
группы: более торжественных, праздничных духовных произведений — и, весьма
отличных от них, более лирических, камерных мотетов. Обе группы представлены
многими образцами.
Первая
группа представлена, как правило, более масштабными композициями, нередко из
двух частей, иногда двух и треххорными, в насыщенной хоровой фактуре, с
широкими «юбиляционными» распевами, с особыми «раскатами» в басу. Так,
например, пятиголосный мотет «Ave Maria» носит в
целом гимнический характер и открывается большими распевами в разных голосах, а
в тактах 28 — 29 у баса выделяется мощный раскат на дециму вниз, В другом
мотете «О lux
et déçus Hispaniae» торжественное «юбиляционное» начало, с широкими
распевами и энергичными скачками, сопоставлено со второй частью — более
силлабической, даже хоральной; и здесь басовая партия выполняет важную
импозантную роль. Еще более праздничный, репрезентативный характер носит
двуххорный восьмиголосный мотет «Surge illuminare Jerusalem» — благодаря контрастам распевной и аккордовой фактур
и частым живым перекличкам хоров, а затем совместному их звучанию с тематизмом,
который ранее разъединял их, а теперь объединяет. Порой для мотетов этого рода
очень значительным оказывается самое начало, связанное с завоеванием высоты,
когда один голос за другим, вступая, охватывают все больший диапазон и вскоре
достигают мелодической вершины. Именно так происходит в четырехголосных
мотетах, посвященных праздникам — св. Стефана и Иоанна-евангелиста (пример 95). Однако и
в этих славильных произведениях композитор порой отходит от подобных типов
изложения и сосредотачивается на строгом хоральном
248
складе
с выделением вершины-горизонта на скромном общем фоне (мотет «Laude, Barbara beata»).
Лучшие
примеры мотетов иного, более лирического характера содержатся в цикле «Cânticum canticorum»,
который посвящен папе Григорию XIII и относится
к 1583 — 1584 годам. В нем собраны 29 пятиголосных произведений на известные
библейские тексты («Песня песней царя Соломона» — в данном случае латынь vulgara). Христианская церковь вкладывала в эту старинную
поэзию символическое значение (его подчеркнул в своем посвящении и
Палестрина): полные страсти, почти экстатические порой тексты якобы означали
выражение священной любой к богу, к самой католической церкви. Если бы
Палестрина не оговорил этого, он не мог бы посвятить такое собрание мотетов
римскому папе! Впрочем, он не акцентировал в своем цикле ни специфически
религиозного пафоса, ни вполне земной любовной страстности «Песни песней». Он
создал серию сдержанно-лирических произведений, объединенных большим
музыкально-поэтическим единством и по общему выдержанному облику отличных от
других его мотетов.
Предыдущая Следующая