Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
каждом мотете цикла «Песни песней» из имитационной экспозиции развертывается
тематическое движение с элементами внутренне-вариационной работы, путем цепного
выведения последующего из предыдущего. И чем дальше, чем свободнее идет это
развертывание (например, в мотетах 4, 23), тем значительнее становится
образность. При этом внутренних образных контрастов в каждом произведении нет:
движение идет как бы в одном русле. Именно в процессе движения, с высокими
мелодическими кульминациями, раскрывается лирическая сущность этих малых форм
— такова природа выразительности в сдержанном искусстве Палестрины.
По
существу цикл «Песня песней» стоит на грани духовной и светской музыки
композитора. В жанре мадригала Палестрина внешне разграничивает светские и
духовные произведения. В 1555, 1581, 1586 и 1594 годах он выпустил четыре книги
мадригалов, две из них содержали четырехголосные, две другие — пяти голосные
образцы. Последний из сборников включал духовные мадригалы (пятиголосные). В
жанре мадригала Палестрина в некоторых отношениях чувствовал себя свободнее,
чем в мотете. Советская исследовательница доказывает, что внутри, с
одной стороны, светских, с другой — духовных мадригалов кроме всего прочего
действуют тенденции формообразования, характерные, например, для мессы или даже
для песенных жанров типа
250
фроттолы
44. Так, в первой книге пятиголосных мадригалов (1581) Палестрина
сочетает мотетное формообразование с принципами песенной повторности по типу
фроттол с различным строением строфы и соединяет это еще и с варьированием при
ее повторениях. Одновременно и ладовая природа этих мадригалов стоит ближе к
фроттоле, чем к мотету благодаря ясно выраженным тенденциям к мажору и минору.
Восемь мадригалов из этой же книги, написанные на тексты Петрарки («Vergine bella» и другие строфы, посвященные Деве Марии), образуют,
по мнению автора, что-то вроде светской мессы — так они соотносятся между
собой, будучи связаны общим заглавным мотивом, который испытывает различные
превращения от первой к последней части. В том же сборнике помещен и прославленный
мадригал Палестрины «Vestiva i colli», на материале
которого он написал одну из месс, а современные ему лютнисты и органисты
создавали свои переложения.
Предыдущая Следующая