Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
254
он
с таким непринужденным весельем разыгрывал роль Панталоне, что зрители «чуть не
свернули челюстей от смеха», как вспоминал очевидец.
Став
отцом семейства (Лассо женился на камеристке герцогини), пользуясь мировой
известностью, Лассо не утратил душевной молодости. Его письма к наследнику
герцога поражают бурным, неиссякаемым весельем: шутка сыплется за шуткой, сами
собой складываются рифмы и каламбуры, дерзкое балагурство не щадит ни герцога,
ни его жены, ни самого Лассо, французские, итальянские, немецкие, латинские
обороты так и мелькают, смешиваясь в этом потоке острот. В одном из писем он
пытается набросать картину рая, каким он представляется «великому грешнику,
композитору, который в поте лица, изо всех сил разыгрывает прыгуна и
шутника»... Этот характерный стиль писем Лассо до известной степени возрожден
Роменом Ролланом в своеобразной манере выражения мастера из Кламси — Кола
Брюньона. Жизненной силой, светом и динамикой проникнуты сочинения Лассо,
возникшие в Мюнхене на первых порах и отразившие многообразные впечатления
композитора, накопленные им за многие предыдущие годы отчасти в Италии, отчасти
при знакомстве с французским искусством, а также под влиянием нидерландской
школы и новых для него явлений немецкой художественной жизни.
Однако
со временем обстановка, окружающая Лассо в Мюнхене, заметно изменяется. Дух
Ренессанса, поначалу столь сильно ощутимый в художественной жизни этого культурного
центра, слабеет и отступает перед натиском контрреформации. К середине 1560-х
годов вся политика баварского герцога, отличавшегося религиозной терпимостью,
подчиняется иным целям: постепенно Мюнхен становится крайним к северу
форпостом католической реакции. Иезуиты здесь утверждают свое влияние,
итальянское и испанское духовенство вытесняет светских музыкантов из капеллы
герцога, а прежние веселые празднества уступают место исполнениям духовной
музыки. Орландо Лассо ощущает на себе эти перемены, даже этот перелом в
мировосприятии окружающих его современников. Сам он пишет больше духовной
музыки. В 1574 году посвящает пять своих месс папе Григорию XIII, который затем дает личную аудиенцию композитору и
жалует ему звание «рыцаря Золотой шпоры». Спустя несколько лет Лассо совершает
паломничество в Лорето. Изменяется общий тонус и тематика даже его светских
сочинений; в них проступают образы скорби, мотивы бренности всего земного,
покаянные настроения.
Предыдущая Следующая