Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
И
французская песня с давних пор, и итальянский мадригал с середины века стали в
известном смысле международными явлениями. К ним могли обращаться, а к chanson постоянно обращались композиторы разных стран.
Немецкая Lied пока еще имела в XVI веке более местное, национальное значение. Ни один из
современников Орландо Лассо не владел с такой свободой
264
всеми
этими жанрами, ни один из них не мог так естественно перевоплощаться, сменяя
мадригал на французскую песню или переходя от нее к немецкой.
Такая
широта охвата светских вокальных форм своего времени, как и гигантская работа
над мотетом, как и дальнейшее развитие полифонической концепции мессы полностью
определяют многозначительную историческую роль Орландо Лассо как последнего
великого представителя нидерландской полифонической школы, обобщившего не
только ее достижения, но и новейшие тенденции других творческих школ своего
времени. Не выходя из традиционных, пределов вокальной полифонии, но
преобразуя и ее материал, и отчасти связанное с ней формообразование, Лассо
изнутри полифонических жанров, по существу, подошел к самому порогу нового
искусства XVII века, к победе гомофонии, к
подъему музыкального драматизма (примечательно, что диалоги есть в мотетах, в
мадригалах, в chansons и в немецких песнях), а
следовательно, и к рождению оперы.
Венецианская
творческая школа сложилась как влиятельное» художественное направление во
второй половине XVI века и достигла расцвета к
концу столетия. Тем не менее ее прочные связи с традициями Ренессанса отрицать
невозможно. Они сказались во все возрастающей роли светского начала даже в
жанрах церковной музыки, в расширении круга образов в новых произведениях
венецианских мастеров, в углублении интереса к инструментальным формам.
Разумеется, все эти новые художественные идеи реализовались уже в условиях
контрреформации, однако в Венеции католическая реакция ощущалась далеко не с
такой силой, как в Риме. Сама церковная музыка существовала здесь, не испытывая
прямого давления со стороны высшего духовенства, а процветая в своеобразной
атмосфере богатого и красивейшего города, с его открытой уличной жизнью, с его
массовыми празднествами, карнавальными шествиями и красочными представлениями
на площади. В гуманистическое содружество-, «академию della Fama» («Славы») входили и прославленные венецианские
живописцы (среди них Тинторетто), и известные музыканты (среди них Андреа
Габриели), и... крупнейшие местные куртизанки. Между мадригалом — и мотетом,
между духовным мотетом — и инструментальной пьесой в Венеции не ощущалось
больших различий. Понятно, что венецианская школа сформировалась совсем иной,
чем римская.
Предыдущая Следующая