Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Одной
из самых существенных особенностей музыки венецианских мастеров было новое
чувство звукового масштаба, яркой красочности звучаний, сменяющихся,
эффектных, сильно воздействующих/Хорошо известно, сколь важны были для той же
поры колористические искания венецианских живописцев, как много значили
265
они
для Тициана. Современные ему музыканты тоже были великими колористами в
использовании многохорных возможностей; ярких инструментально-хоровых
контрастов, регистровых противопоставлений. Далеко отходя от аскетизма
церковной музыки строгого стиля, они придавали своим произведениям для церкви
звуковую красочность, монументальность, создавали произведения широких
масштабов, крупного плана. Это, видимо, отлично соответствовало художественным
традициям и вкусам города на исходе Ренессанса. Венецианские органисты-виртуозы
в церквах, венецианское антифонное пение с перекличками хоровых групп,
венецианские празднества на открытом воздухе с участием духовых инструментов
(громкозвучных корнетов, тромбонов) — все это любил город, этим по-своему
гордилась венецианская республика. Занять место органиста или руководителя
капеллы в соборе св. Марка мог только прославленный музыкант, кандидатура
которого тщательно обсуждалась городскими властями, словно государственное
дело.
Как
уже говорилось, Адриан Вилларт в свое время заложил прочные профессиональные
основы для последующего подъема венецианской творческой школы, перенес в
Венецию полифоническую традицию нидерландцев. Одновременно он сумел примениться
к местным условиям и действовал — во главе капеллы собора св. Марка, — опираясь
также на обычаи, принятые в Венеции. Так, он воспользовался старым обычаем
антифонного пения в соборе и как бы закрепил его, предназначая свою музыку для
двух «разделенных хоров» («cori spezzati»).
С тех пор концертное сопоставление различных хоровых масс, различных тембров
стало важным красочно-динамическим средством венецианских композиторов.
Разносторонний полифонист, Вилларт создавал мессы, мотеты, мадригалы и другие
светские произведения. Крупные итальянские мадригалисты-новаторы ценили в нем
своего учителя.
Предыдущая Следующая