Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Крупнейшими
представителями венецианской школы в эпоху ее расцвета стали итальянские
композиторы следующих поколений — Андреа Габриели и его племянник Джованни
Габриели, оба уроженцы Венеции, ее коренные мастера. Андреа Габриели родился
между 1510 и 1520 годами и первоначально был певцом в капелле ев. Марка,
которой управлял тогда Вилларт. Известно, что старший Габриели в 1562 году
работал в герцогской капелле в Мюнхене и, следовательно, близко общался с
Орландо Лассо. Вскоре он вернулся в Венецию и занял место органиста в соборе
св. Марка. В 1584 году он уступил эту должность своему племяннику и ученику
Джованни. В конце 1586 года Андреа Габриели скончался в Венеции.
Хоровые
произведения Андреа Габриели, которые он создавал для капеллы собора св. Марка,
принесли ему наибольшую славу. Помимо этих крупных хоровых сочинений для
церкви, Габриели выпустил множество мадригалов (в сборниках 1566—1580 годов),
охотно работал над органными пьесами. Вполне возможно, что уже
266
при
нем в исполнении хоровых произведений в соборе принимали то или иное участие
инструменты. Во всяком случае, роль органа была здесь значительна: все
крупнейшие музыканты собора — прежде всего органисты. Орган, возможно, не
только сопровождал пение хора, усиливая гармонию, но и «колорировал» хоровые
сочинения (то есть украшая мелодию или мелодии, как их по-своему украшали тогда
и певцы-солисты). Помимо органа к хору или хорам могли присоединяться другие
инструменты, дублирующие хоровые голоса. Правда, Андреа Габриели еще не
выписывает инструментальных партий так, как это будет делать Джованни
Габриели. Но поскольку младший Габриели широко и свободно использует многие
инструменты в своих хоровых произведениях, надо думать, что это было уже так
или иначе подготовлено в исполнительской практике до него.
От
Андреа Габриели сохранились очень любопытные образцы сценической музыки,
созданной им в последние годы жизни. Итальянские гуманисты питали, как
известно, большой интерес к греческой трагедии. В 1585 году в Виченце состоялся
примечательный спектакль «Эдипа» Софокла в итальянском переводе О. Джустиниани
(«Эдип тиран»). Трагедия была поставлена в новом «Театре Олимпико», только что
построенном по проекту Палладио архитектором Винченцо Скамоцци (попытка
возрождения некоторых конструктивных особенностей античного театра в сочетании
с новым построением сцены). Музыку хоров к этой постановке написал Андреа
Габриели (четыре довольно обширных хора), который стремился точно следовать за
словом, за ритмом стиха. В самом большом первом хоре (355 тактов) непрерывно
чередуются 3—4—3—1—3—4—6—3—5 и т. д. голосов (есть сольные запевы), изложение
носит неизменно аккордовый характер, господствует верхний голос. По общему
складу это предвещает первые оперные хоры, но для своего времени является
образцом хорального многоголосия, а четырехголосный фрагмент был бы вполне
возможен в вилланелле (пример 107).
Таков еще один образец сценической музыки в Италии XVI века: за фроттолами, мадригалами в драматическом
театре последовали хоры А. Габриели, в конечном счете отлично вписывающиеся в
эту традицию Ренессанса. Разумеется, Габриели полагал (таков был и замысел
постановщика спектакля), что возрождает древнегреческие хоры в трагедии, но на
деле гармонический склад его многоголосия волей-неволей приближался к
аккордовому письму в современных ему музыкальных жанрах.
Предыдущая Следующая