Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Далеко
не достаточно, но все же более освещена в научной литературе фигура Джованни
Габриели, ярко талантливого, инициативного и смелого композитора, оказавшего
большое влияние на следующее поколение итальянских, и не одних итальянских
музыкантов. Младший Габриели не только стоит, подобно Лассо, на рубеже новой
эпохи, но переступает этот рубеж, явно заглядывая в XVII столетие. Родился Джованни Габриели около 1557 года.
Музыкальное развитие его проходило в юности под руковод-
267
ством
Андреа Габриели в Венеции. В 1575—1579 годы работал в капелле баварского
герцога в Мюнхене вместе с Орландо Лассо. С 1584
года стал вторым органистом в соборе св. Марка, а затем, после смерти дяди, там
же первым органистом. Имел много учеников в разных странах (в Германии,
Нидерландах, Дании) и, конечно, в Италии. Крупнейшим его учеником стал Генрих
Шюц, попавший в Венецию в последние годы жизни Габриели. Ученики композитора
разнесли его славу по Европе и способствовали развитию творческих традиций
венецианской школы за пределами Италии. Скончался Джованни Габриели в Венеции
12 августа 1612 (или 1613?) года.
Многочисленные
произведения младшего Габриели с наибольшей полнотой представляют
художественную специфику венецианской школы. Отход от хорового письма a cappella в сторону вокально-инструментального ансамбля крупных
масштабов, работа над чисто инструментальными пьесами придают в целом иной
облик этой школе в сравнении с нидерландской. Да и внутри Италии венецианская
школа к концу XVI занимала особое место и во многом
даже противостояла по характеру образности и стилю письма классичной римской школе. В отличие от строгого, чисто вокального,
диатонического стиля Палестрины венецианцы не только соединяют различные
хоровые и инструментальные звучности, но и вносят много нового в свой
тематизм, не избегая интонационной резкости, частых контрастов, повышенной
экспрессивности, даже своего рода театральности эффектов. Инструментальный
ансамбль у них то удваивает хоровые голоса, то выступает самостоятельно. Это
сильный, резкий по тембру, громкозвучный ансамбль, привычный на венецианских
открытых празднествах: тромбоны, тубы, корнеты, скрипки. Инструментальные
вступления к духовным хорам Джованни Габриели нередко носят именно театральный
характер: фанфарные или маршеобразные, они предвещают будущую оперную интpаду,
созывающую слушателей на представление. Виртуозные «концертные» соло часто
противопоставляются мощной звучности всего шести-, восьми-, двенадцати-,
шестнадцатиголосного хорового состава. При этом солисты выступают с настоящими
колоратурами — так звучат пассажи в их партиях. Необычайно широк общий
диапазон вокально-инструментального состава, напряженна тесситура, верхние голоса
движутся порой в предельно высоком регистре, пробегающие через весь ансамбль
гаммы охватывают вместе диапазон от do
большой октавы до ля второй. Отдельные хоровые группы контрастируют
одна другой: нежное звучание верхних голосов и скрипок сменяется тяжелой
звучностью басов с тромбонами. Нередко произведения пишутся для двух, трех и
даже четырех хоров. Яркой красочности способствуют смелые тембровые сопоставления:
бас концертирует в сопровождении высоких голосов и скрипок, а дискант — с
тромбонами. Охотно применяет Габриели и необычные гармонические краски,
например «мадригальные» хроматизмы.
Предыдущая Следующая