Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
268
Все
это вместе взятое — быстрая смена тембровых красок, экспрессивность интонаций,
тембровые и динамические смены — сопряжено, разумеется, и с особенностями
композиционного строения, формообразования внутри крупного целого. О длительно
развертывающейся линеарности мелодий в многоголосии здесь не может идти речи:
хоры Джованни Габриели легко делятся на короткие, сильные, каденционно
отчлененные фразы, и не один голос противостоит другому, а одна хоровая группа
— другой. Господствует принцип крупных красочных образований, широкого
живописного плана.
В
выборе выразительных средств венецианская школа далека от сдержанности,
умеренности. Напротив, она скорее театрально преувеличивает чувство, создавая
крайние по своему времени, особо напряженные образы, Прекрасный пример находим
в хоре Габриели «Timor et tremor». Первые слова «Ужас и
трепет» выражены необычайно широкой, сильной, именно потрясающей темой,
которая проходит в имитациях по шестиголосному хору. Эта тема отнюдь не
безлична, она очень индивидуальна с ее скачками на большие интервалы вниз, с ее
паузами-перерывами, с ее «трепетом» восьмыми внизу... При сопоставлении с
музыкой Орландо Лассо на те же слова (пример 108) особенно хорошо ощутима
сверхсильная экспрессия у Габриели. За выражением ужаса и трепета в
рассматриваемом хоре идет мольба о спасении. Она поручена острохроматическому,
стенающему хору. От него проходит ясно прослеживаемая линия к хорам страдания в
операх Монтеверди. Нужно признать, что оперный театр обязан венецианской
хоровой школе большим, чем принято думать!
О
вокальном стиле Габриели можно судить, в частности, по его мелодике, особенно в
верхних голосах. Легкая пассажность, высокая тесситура, частые касания
мелодической вершины, непринужденность скачков — все здесь свидетельствует о
стремлении преодолеть традицию строгого стиля (пример 109).
Среди
произведений Джованни Габриели немало и светской музыки: он охотно писал
мадригалы, инструментальные пьесы. В истории итальянской инструментальной
музыки ему принадлежит ' почетное место, как будет показано далее в связи с ее
общим развитием. Духовная музыка Габриели представлена «Священными симфониями»
(для 7—15 голосов, первый выпуск 1597 года), «Священными песнопениями»,
«Концертами» для 6—16 голосов, мотетами.
Предыдущая Следующая