Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
примере священной симфонии «Surrexit Christus» хорошо
вырисовывается возможный план построения подобных произведений Джованни
Габриели. Ее открывает двенадцатитактное инструментальное вступление (sinfonia) для двух корнетов и четырех тромбонов; в нем
имитируется несложная, типично инструментальная тема относительно
«нейтрального» характера. Затем трехголосный хор a cappella (альт, тенор, бас) в мерном аккордовом движении
возглашает первые слова текста (8 тактов). Снова звучит инструментальная музыка
(16 тактов), на этот
269
раз
написанная для того же состава, что в первой «симфонии», но с добавлением двух
скрипок. Тематически она близка вступлению, но не тождественна ему. За ней следует
соло альта (8 тактов) в сопровождении трех тромбонов — торжественное
прославление божества. Хор в сопровождении всех инструментов возглашает «Alleluja!» (всего 3 такта). На протяжении 14 тактов солирует
тенор (с инструментальным ансамблем). Снова хор выступает с тем же возгласом.
Солирует бас (9 тактов) в сопровождении всех инструментов кроме басового
тромбона.. Новая тема со словами «И на земли мир» проходит в имитациях у хора
с оркестром. И опять звучит возглас «Alleluja!»
Как видим, все происходит в относительно небольших масштабах, но самый принцип
композиции смешанных вокально-инструментальных сочинений Габриели на духовный
текст здесь примерно таков же, как и в более крупных его сочинениях,
предназначенных для много более сложного хорового и инструментального состава.
В
чисто инструментальных жанрах Джованни Габриели предстанет перед нами как бы с
других сторон своей творческой индивидуальности. Крупные масштабы, яркие
тембровые контрасты, многосоставность формы — все, что так характерно и ново в
его время для духовной музыки, — в итоге остается присущим только ей.
Творческое
воздействие венецианской школы, прежде всего в области крупных
вокально-инструментальных форм, испытали на себе итальянские музыканты XVII века, в частности создатели оперы, например, в Риме,
так или иначе сказалось оно и в творчестве Монтеверди. Однако этим отнюдь не
ограничилась сфера влияния венецианцев. Их ученики в других странах, возвращаясь
из Венеции к себе, принесли в немецкие центры, да и повсюду, где они затем
действовали, вкус к многокрасочной вокально-инструментальной музыке больших
форм. Со временем это направление, развиваясь, как бы влилось в стилевую
систему барокко.
Предыдущая Следующая