Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
История
музыкального искусства и музыкальной культуры в целом представляет в каждой из
западноевропейских (и не только западноевропейских) стран неоспоримый
самостоятельный интерес, который возрастает по мере формирования той или иной
нации. Однако полностью проследить за истоками и развитием музыкального
искусства каждой страны в отдельности можно лишь в специальной работе крупного
масштаба, основанной на первоисточниках, на изучении нотных рукописей и других
архивных материалов, связанных с историей данной страны, находящихся по
преимуществу в ее пределах и исследуемых обычно представителями ее науки. В том
сжатом освещении истории музыкального искусства Западной Европы, которое
возможно в нашей книге, прослеживается общий процесс творческого развития в
его важнейших проявлениях, быть может неравнозначный
270
для
разных стран, но все же в конечном счете объединяющий их в большом
поступательном движении.
Как
именно сказалась эпоха Возрождения в других странах Западной Европы — помимо
тех, о которых уже шла речь? Какие из важнейших творческих направлений эпохи
так или иначе отозвались за пределами Нидерландов, Италии, Франции, Германии?
Какие новые творческие тенденции выступили в этих исторических условиях? На
примере нескольких выделенных нами стран станет ясно, сколь различными оказались
судьбы музыкального искусства в эпоху Ренессанса в Испании — и в Чехии, в
Англии — и в Польше. И все-таки, даже при существенном несходстве в общеисторическом
положении этих стран на протяжении эпохи, они не остались изолированными от
творческих идей или течений, профессиональных традиций или стилистики
Ренессанса.
Оставляя
пока в стороне всю область инструментальной музыки (чтобы затем осветить ее в
целом), включим сначала в поле зрения жанры светского и духовного музыкального
искусства, которые получили столь широкое развитие в Западной Европе — к тому
же при значительной взаимосвязи разных ее стран.
В
Испании признаки Возрождения вполне отчетливо проявились в XVI веке, а предпосылки для этого, по всей видимости,
возникли еще раньше. Известно, что уже в XV столетии существовали давние и прочные музыкальные
связи между Испанией и Италией, между испанскими капеллами и входившими в них
певцами-композиторами — и папской капеллой в Риме, а также капеллами герцога
Бургундского и герцога Сфорца в Милане, не говоря о других европейских
музыкальных центрах. С конца XV века
Испания, как известно, благодаря совокупности исторических условий (окончание
реконкисты, открытие Америки, новые династические связи в пределах Европы),
обрела очень большую силу в Западной Европе, оставаясь в то же время
консервативно-католическим государством и проявляя немалую агрессивность в
захвате чужих территорий (что в полной мере испытала затем на себе Италия).
Крупнейшие испанские музыканты XVI века, как и
ранее, находились на службе церкви. Они не могли тогда не испытать на себе
воздействие нидерландской полифонической школы с ее сложившимися традициями.
Уже говорилось о том, что выдающиеся представители этой школы не раз бывали в
Испании. С другой стороны, испанские мастера, за немногими исключениями, постоянно
встречались с итальянскими и нидерландскими композиторами, когда уезжали из
Испании и работали в Риме.
Предыдущая Следующая