Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
13
перед
матереубийцей Орестом («Свершилось страшное, кровь матери пролил сын
обезумевший...»). В нотной записи есть пропуски: папирус, на который она
занесена, местами поврежден (пример 2).
В противовес строгим и замкнутым хоровым стасимам Еврипид выдвинул также
значение сольных мелодий в драматическом коммосе, где стихотворная структура
была более свободной и где первое место принадлежало актеру-«солисту».
По
своему музыкальному стилю Еврипид был представителем нового направления,
сложившегося в IV веке и вышедшего далеко за
пределы трагического театра. Музыка Еврипида особенно пленяла современников, ее
любили, помнили, бредили ею. И в то же время сторонники более традиционного
музыкального письма неоднократно выступали против утонченности новых напевов,
порицая их за напрасный отход от ясности и простоты прежних лет.
Значение
древнегреческой трагедии для последующих веков связано с ее эстетической
сущностью в целом, с ее синтетическим характером, с ее драматургической
концепцией. Как известно, она стала своего рода образцом для музыкальной драмы
в итоге эпохи Ренессанса, идеалом для реформ Глюка, ею вдохновлялись многие
драматурги и композиторы различных времен. При этом музыка трагедии сама по
себе не могла оказать прямого воздействия на будущие поколения: на них
действовало трагическое искусство во всем своем синтезе, включая в него музыку.
Гораздо
меньше исторических сведений сохранилось о роли музыки в греческой комедии.
Однако известно, что хор участвовал и в ней. В соответствии с общим характером
жанра, остросатирического, непринужденно эротического, порою грубоватого в
двусмысленностях, музыка комедии тоже носила более легкий и живой характер:
плавная эммелия — танец трагедии — сменилась здесь вакхическим кордаксом.
Новые
художественные тенденции, выступившие в творчестве Еврипида, становятся в IV веке характерными и для греческого искусства помимо
трагедии. Единство личного, индивидуального — и всеобщего, коллективного
начинает нарушаться после V века. Личность
с ее сложными переживаниями, с ее духовным миром занимает теперь новое место не
только в трагедии, но и в лирической поэзии. Личная инициатива, личное
мастерство художника проявляются полнее, что приводит подчас даже к настоящей
виртуозности. Все больше и больше выделяются группы профессионалов — поэтов и
музыкантов — из общей среды любителей искусства. Вместо любительского хора в
трагедии, имевшего столь глубокий смысл, выступают профессиональные певцы и
танцовщики. К началу IV века в Афинах
создается особое общество, союз дионисийских художников, куда входят
актеры и музыканты, передающие свои профессиональные традиции исполнителей
большой группе учеников. Вместе с тем во всем развитии греческого искусства,
как творчества, так и отделившегося от него исполнительства, со временем
слабеют его демократические основы, что стоит в тесной связи с судьбой самой
афинской демократии.
Предыдущая Следующая