Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
14
В эллинистическую
эпоху искусство уже не вырастает из художественной деятельности граждан: оно
всецело профессионализируется. Современники (в том числе Платон) еще в IV веке сетуют на отход от принципов ясного, строгого
искусства, на музыкальные новшества, на виртуозность, которые отрицательно
действуют на воспитание юношества, вообще на общественные нравы. Даже
использование высоких регистров в музыкальных произведениях, увеличение числа
струн на кифаре воспринимаются как излишнее усложнение искусства, нарушающее
прежний его чистый стиль, его мужественность, его эмоциональное равновесие. Как
раз в те времена Филоксен из Цитеры (435—380) создает, например, хоровые
дифирамбы с большими виртуозными соло. Тимофей из Милета (449—359), которому
приписывается увеличение числа струн на кифаре, поражает слушателей
виртуозностью своих произведений, свободой их изложения, напряженно-высокой
тесситурой. Его вдохновляют эффектные «программные» замыслы: в виртуозном номе
для кифары он стремится изобразить картину бури. Все эти сведения (и ряд других
аналогичных данных) можно почерпнуть лишь из литературных источников. Вряд ли
когда-либо удастся пополнить наши представления о музыке Древней Греции с
помощью новонайденных ее памятников! О музыкальной науке, о музыкально-эстетических
воззрениях того времени мы осведомлены значительно лучше.
Сопоставляя
в заключение те немногие музыкальные образцы, которые сохранились в записях от V века до н. э. по II—III века н. э., мы
лишний раз убеждаемся в том, что перед нами — разрозненные явления, не
позволяющие даже проследить за тем процессом художественного развития, какой
вырисовывается хотя бы на основе литературных свидетельств. Об оде Пиндара и
отрывке из музыки к «Оресту» Еврипида речь уже шла. Ко II веку до н. э. относятся три гимна Мезомеда,
посвященные им Гелиосу, Немезиде и Музе. Ко II—I векам — два
дельфийских гимна Аполлону и сколия (застольная песня Сейкила). В пределах I—II веков н. э.
сделана запись (так называемый Берлинский папирус) гимна Аполлону вместе с
кратким инструментальным фрагментом и отрывком пэана на смерть старшего Аякса.
К концу III века относят ранний христианский гимн из Оксиринха (о
нем будет сказано в связи с музыкой средневековья). Помимо того сохранилась
запись совсем краткого инструментального отрывка неизвестного происхождения.
Предыдущая Следующая