Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Нотированы
все эти произведения и фрагменты буквенной нотацией, позволяющей прочесть их
мелодии. Древние греки пользовались нотацией двух родов: более старой по происхождению
инструментальной и более новой вокальной. Первая из них включала буквенные
знаки греческого и древнефиникийского происхождения. Положение знаков —
прямое, поперечное и перевернутое — Указывало высоту звуков в зависимости от расположения
пальцев играющего на струнах лиры. Во второй, вокальной нотации применялись
только греческие буквы, но принцип ее был
15
заимствован
из инструментальной (звук — и положение пальцев на струнах лиры). Ритм в записи
точно не фиксировался, поскольку в вокальных мелодиях он зависел от
стихотворного размера. Однако некоторые обозначения пропорций (один к двум или
один к четырем-пяти) могли быть даны с помощью особых
значков.
В
этих немногочисленных записях нет положительно ни одного признака, который
позволял бы предполагать, что мелодическое движение того типа, какой встречался
у Еврипида (то есть энгармоническое), было сколько-нибудь характерно для
определенного этапа в развитии древнегреческой музыки. Перед нами — образцы
простого и четкого гимнического склада и единственный пример песни. Мелодии
гимнов, как более развернутые (второй дельфийский гимн Аполлону), так и совсем
сжатые (гимн Музе Мезомеда, пример 3),
в основном силлабичны, даже чеканны в произнесении текста, одновременно и
широки по интервалике, и строги. Насколько можно судить, этот склад оставался
обычным на протяжении очень долгого времени: он в принципе схож и в пифийской
оде Пиндара (V век до н. э.), и в гимне
Мезомеда (II век н. э.)! По всей
вероятности, традиционная гимнодия Древней Греции не осталась без воздействия
на раннехристианское гимнотворчество. Что касается сколии Сейкила, то эта застольная
песня была высечена на каменной надгробной плите в Траллах (Лидия) и текст ее
гласил: «Живи, друг, и веселись. Не печалься ни о чем. Наша жизнь коротка,
быстротечна, срок нам дан веселиться недолгий». Среди образцов древнегреческой
музыки это единственный пример песенной мелодии, закругленной в мягком
движении, пластичной и стройной, чисто светского, быть может даже песенно-бытового
склада (пример 4).
Предыдущая Следующая