Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Все,
что писалось в Древней Греции о музыкальном искусстве и о чем можно с
уверенностью судить по многим сохранившимся материалам, было основано на
представлениях о мелодике (по преимуществу связанной с поэтическим
словом). Это очевидно не только из содержания специальных теоретических работ,
но и из более общих этико-эстетических высказываний крупнейших греческих
мыслителей, Таким образом, полностью подтверждается принцип одноголосия,
всецело характерного для древнегреческого музыкального искусства.
Наибольший
интерес из античных суждений о музыкальном искусстве представляет так
называемое учение об этосе, выдвинутое Платоном, развитое и углубленное
Аристотелем. Объединение вопросов политики и музыки античная традиция
связывает с именем Домона Афинского, учителя Сократа и друга Перикла. От него
будто бы Платон воспринял идею о благодетельном воздействии музыки на
воспитание достойных граждан, разработанную им в книгах «Государство» и
«Законы». Платон отводит в своем идеальном государстве первую (среди других
искусств) роль музыке в
16
воспитании
из юноши мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, то
есть идеального гражданина. При этом Платон, с одной стороны, связывает воздействие
музыки с воздействием гимнастики («прекрасные телодвижения»), а с другой —
утверждает, что мелодия и ритм более всего захватывают душу и побуждают
человека подражать тем образцам прекрасного, которые дает ему музыкальное
искусство.
Разбирая
затем, что именно прекрасно в песне, Платон находит, что об этом нужно судить
по словам, ладу и ритму. В соответствии с представлениями своего времени он
отметает все лады, которые носят жалобный и расслабляющий характер, и называет
только дорийский и фригийский единственно достойными высоких целей воспитания
юноши-воина. Подобным же образом философ признает среди музыкальных
инструментов лишь кифару и лиру, отрицая этические качества всех прочих. Таким
образом, носителем этоса, с точки зрения Платона, является не произведение
искусства, не его образность и даже не система выразительных средств, а лишь
лад или тембр инструмента, за которыми как бы закреплено определенное этическое
качество.
Предыдущая Следующая