Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Аристотель
судит о назначении музыки много шире, утверждая, что она должна служить не
одной, а нескольким целям и с пользой применяться: «1) ради воспитания, 2)
ради очищения [...], 3) ради интеллектуального развлечения, то есть ради
успокоения и отдохновения от напряженной деятельности... Отсюда ясно, —
продолжает Аристотель, — что хотя можно пользоваться всеми ладами, но
применять их должно не одинаковым образом» 4. О характере
воздействия музыки на психику он судит таким образом: «Ритм и мелодия содержат
в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева
и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и
прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим
ухом ритм и мелодию, у нас изменяется и душевное настроение. Привычка же
испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что
подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же
чувства и при столкновении с [житейской] правдой»5. И наконец,
Аристотель приходит к следующему заключению: «...Музыка способна оказать
известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими
свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания
молодежи» 6
За
философом и математиком Пифагором (VI век до
н. э.) с давних времен закреплено значение первого из греческих мыслителей,
писавших о музыке. Ему приписывается начальная разработка учения о музыкальных
интервалах (консонансах и диссонан-
4 Цит. по кн.: Античная музыкальная эстетика, с.
203—204.
5 Цит. по той же кн., с. 194—195,
6 Цит. по той же.кн., с. 197.
17
сах)
на основе чисто математических соотношений, получаемых при делении струны.
Пифагореец Архит из Тарента (начало IV века)
в своей «Гармонике», по-видимому, занимался тем же кругом вопросов, а также
стал разрабатывать учение о ладах. Вслед за лириком Лазом из Гермиона и
Гиппасом из Метапонта (V век) Архит
утверждал, что звук происходит в результате колебаний воздуха, возникающих при
толчках звучащего тела. Эта теория была обоснована и развита Евклидом (III век). Таким образом, школа Пифагора сосредоточила
свое внимание на вопросах музыкальной акустики, на физических явлениях, поддающихся
математическому исчислению. Последователи Пифагора получили при этом прозвание
«каноников», поскольку они фетишизировали числовые соотношения, образующиеся
при делении струны «канона» (название однострунного инструмента, которым они
пользовались в своих опытах), и пренебрегали требованиями человеческого слуха к
благозвучию. Вообще числам и пропорциям пифагорейцы — по образцу древних
восточных культур (более всего Египта) — придавали магическое значение, выводя
из них, в частности, магически-целебные свойства музыки. Наконец, путем
абстрактно-спекулятивных построений пифагорейцы пришли к идее так называемой
«гармонии сфер», полагая, что небесные светила, находясь между собой в
определенных числовых («гармонических») соотношениях, должны при движении
звучать и производить «небесную гармонию».
Предыдущая Следующая