Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
«Каноникам»-пифагорейцам
противостояло в дальнейшем направление «гармоников» — как называли в IV веке последователей Аристоксена из Тарента, ученика
Аристотеля. Этому крупнейшему музыкальному теоретику античности приписывается
более 450 трудов по различным вопросам науки. В большинстве своем они утрачены.
Не полностью сохранились лишь «Элементы ритмики» и «Элементы гармоники» да
некоторые извлечения из других работ, приведенные позднее иными авторами.
Аристоксен определил в своих трудах предмет «гармоники» как учения об элементах
музыки, кроме ритмики, метрики, органики, а также вопросов композиции. Заслуги
Аристоксена, по-видимому, заключались прежде всего в том, что он впервые
охватил в своей системе различные задачи теории музыки, сформулировал их и тем
самым повлиял на состав и содержание науки в целом. Более других теоретиков
занимался Аристоксен вопросами ритмики, стремясь и здесь опираться на
художественный опыт, в частности на природу танца. При всем том Аристоксен, вне
сомнений, хорошо сознавал, что за пределами таких специальных дисциплин, как
гармоника и ритмика, остается еще многое: законы композиции (соразмерность ее
частей), проблема воздействия музыки на характер человека. Неудивительно, что
именно от Аристоксена исходило направление «гармоников», противопоставлявших
«каноникам» с их числовыми догмами нормы благозвучия, основанные на реальных
требованиях нормального человеческого слуха, слухового опыта.
18
Древнегреческое
учение о ладах складывалось в течение нескольких веков (о выразительном
значении того или иного лада с полной убежденностью писали Платон и Аристотель)
и было подытожено прославленным александрийским ученым (астрономом, географом,
физиком, математиком) Клавдием Птолемеем, который дал наиболее полное изложение
теории античных звукорядов как «совершенной системы» во II веке нашей эры.
Основным
мелодическим звеном в древнегреческой ладовой системе был тетрахорд
(ми-ре-до-си — сверху вниз). Лады, согласно греческой теории, возникали из их
соединения. Если за тетрахордом ми-ре-до-си следовал аналогичный ему по
структуре (ля-соль-фа-ми), то лад назывался дорийским (по названию греческого
племени —доряне). Этот лад и обладал в глазах греков лучшими этическими
свойствами, как признавали Платон и Аристотель, будучи мужественным, строгим,
создающим внутреннее равновесие в душе человека. Из соединения двух фригийских
тетрахордов (ре-до-си-ля и соль-фа-ми-ре) образовывался фригийский лад (по
названию греческой колонии — Фригия). Он считался ладом дифирамба, страсти,
экстаза. Два лидийских тетрахорда (до-си-ля-соль и фа-ми-ре-до) создавали
лидийский лад (Лидия — тоже греческая колония в Малой Азии). Его находили
жалобным, скорбным, интимным. От каждого из этих ладов строились также
производные лады, возникавшие от перемещения тетрахордов. Если в дорийском
ладу верхний тетрахорд перемещался вниз (си-ля-соль-фа-ми-ре-до-си), то такой
лад назывался гипердорийским или миксолидийским. Если же нижний
тетрахорд переносился вверх (ля-соль-фа-ми-ре-до-си-ля), то создавался
гиподорийский, или эолийский лад. Точно так же строились производные лады от
фригийского и лидийского. У греков существовали для ладов два обозначения —
гармонии и тоны: первые обозначали лады в том составе, как мы их перечисляли,
вторые подразумевали те же лады транспонированными, например в октаве ми — ми.
Дорийский лад в таком случае не требовал транспозиции, лидийский же
предполагал, по нашим понятиям, четыре диеза. Сколия Сейкила, к примеру, была
написана во фригийском ладу, но в диапазоне от ми-бемоль до ми-бемоль
Предыдущая Следующая