Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
(см.
пример 4).
Помимо
диатонического наклонения греки различали по отношению к каждому
тетрахорду хроматическое и энгармоническое наклонения. Понятия
хроматизма и энгармонизма у них не совпадали с нашими. Ни в том, ни в другом
наклонении количество звуков и высота крайних из них в тетрахорде не изменялись.
Так, в тетрахорде ля-соль-фа-ми струны ля и ми на лире не перестраивались.
Изменялась лишь внутренняя структура тетрахорда, для чего перестраивались
соответствующие струны лиры. Если один из средних звуков смещался на полтона
(ля — соль-бемоль — фа — ми), возникало хроматическое наклонение. Если же
интервал суживался еще больше, на четверть тона, то наклонение называлось
энгармоническим. Судя по литера-
19
турным
источникам, хроматизм и энгармонизм вошли в музыкальную практику сравнительно
поздно — к концу V века. Это подтверждается на
опыте Еврипида.
Не
только в понимании хроматизма и энгармонизма, но и в обозначениях внутри
звукоряда греки опирались на настройку струнного инструмента. Весь основной для
музыки звукоряд, от ля первой октавы до ля большой, они объединяли так называемой
совершенной системой. Она включала в себя несколько тетрахордов: ля (первой
октавы)-соль-фа-ми, ми-ре-до-си и ля (малой октавы)-соль-фа-ми, ми-ре-до-си, а
также вводный тетрахорд — ре (первой октавы) — до — си-бемоль — ля. При этом
названия . звуков внутри системы производились от обозначений соответствующих
струн кифары. Например, ля первой октавы называлось Nêtê, соль — Paranêté, фа — Trite (.третья), поскольку на кифаре, в руках кифареда
струна ля приходилась внизу (Nête — низкая), а струна соль была соседней (Paranêté —
соседняя с низкой) и т. д.
Имена
ряда греческих теоретиков вошли в историю в связи с частными вопросами науки.
Так, Дидим Александрийский (около середины I века до н. э.)
известен в области акустики уточнением музыкального строя: он произвел новый
расчет терций, в процессе которого возникает малая акустическая единица — так
называемая «дидимова комма». Герон Александрийский (конец II века до н. э.) привел в своей «Пневматике» полное
описание гидравлического органа, изобретенного (и построенного) механиком
Ктесибием в III веке до н. э. вместе с водяным
насосом.
Предыдущая Следующая