Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
И
в дальнейшем, даже в период расцвета Римской империи греческая музыкальная традиция
в очень значительной мере питает науку о музыке. В I—II веке н. э.
еще шли споры вокруг проблемы этоса, причем Плутарх, Клеонид и Птолемей
настаивали на высоких этических свойствах и возможностях музыки, а последователи
Демокрита и Эпикура горячо полемизировали с ними. Так, Филодем из Годары в
полемике со стоиками, пифагорейцами и перипатетиками совершенно отрицал
способность музыки воздействовать на душу человека, считая, что ритм и мелодия
имеют чисто формальную природу и сами по себе безразличны к любому содержанию.
Вся же чудодейственная сила музыки, которую ей приписывали, объясняется, по
мнению Филодема, только значением и смыслом словесного текста, вместе с
которым она звучала. В остальном она так же мало связана с духовной жизнью
человека, как, например, кулинария.
В
сравнении с тем, что высказывалось о музыке в V—IV веках до н,
э., суждения о ней на рубеже двух тысячелетий носят во. многом иной характер. С
одной стороны, они проникаются скепсисом в отношении к этико-эстетическим
идеалам классического периода, с другой же — скорее идеализируют прошлое.
Последнее отчетливо проступает в диалоге Плутарха «О музыке» (I век н. э.), пафос которого питается лишь далекими
историческими примерами, а назначение связано не только с научной раз-
20
работкой
многих затронутых вопросов, но, по-видимому, и с просветительскими задачами.
По замыслу Плутарха, участники некоей застольной беседы — кифаред Лисий и
ученый александрийский музыкант Сотерих — по предложению хозяина дома, почтенного
Онесикрата, раскрывают в своих речах свойства музыки как «особой отрасли
знания». Попутно приводятся полулегендарные данные из истории
музыкально-поэтических жанров в Древней Греции, говорится о развитии ладов, об
их понимании теоретиками, о предмете «гармоники», о воззрениях на музыку
Платона, Аристотеля, Аристоксена, Пифагора и, наконец, делается ссылка на
«гармонию сфер».
В
большей части диалога пересказаны источники: исторические сведения Плутарх, по
его словам, черпал из работ Гераклита Понтийского и Главка из Регия, а в
теоретической части опирался по преимуществу на Аристоксена. Однако в самом
выборе источников и в направлении мыслей ясно чувствуется, что Плутарху близки
именно прогрессивные традиции Аристоксена (а не числовая догматика
пифагорейцев), этические воззрения Аристотеля (а не скепсис Филодема), образцы
старинного и строгого греческого искусства (а не «затейливость», не «пестрота
стиля», не «погоня за новизной»). Заключая беседу, Онесикрат провозглашает как
высшее достоинство музыки — ее свойство «всему давать надлежащую меру». Это
совпадает с идеалом крупнейших представителей учения об этосе. «...Если кто
желает в музыкальном творчестве соблюсти требование красоты и изящного вкуса,
— замечает Плутарх устами своего протогониста, — тот должен подражать
старинному стилю, а также дополнять свои музыкальные занятия прочими научными
предметами, сделав своей руководительницей философию, ибо она одна в состоянии
определить для музыки надлежащую меру и степень полезности» 7. Во
многих работах и суждениях о музыке, относящихся к александрийской эпохе, как
бы подводятся итоги всему сделанному в этой области, происходит систематизация
накопленного материала, сводятся по возможности к единству знания о
предмете — отчасти в целях просветительных.
Предыдущая Следующая