Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Что
касается учения об этосе, то в дальнейшем неоплатоники, в особенности Плотин (III век), переосмыслили его в религиозно-мистическом
духе, лишив гражданственного пафоса, который был присущ ему когда-то в Греции.
Отсюда уже тянутся прямые нити к эстетическим воззрениям средних веков.
О
развитии музыкального искусства в Древнем Риме судить еще труднее, чем о
характере музыки в Древней Греции. С одной стороны, сохранились сведения об
удивительно интенсивной и даже пышной музыкальной жизни Рима эпохи расцвета. С
другой же — отсутствуют какие-либо памятники, позволяющие ощутить
7 Плутарх. О музыке. Пг., 1922, с. 70.
21
направление
творческого процесса. Еще более осложняется это положение тем, что
художественная культура. Рима так или иначе наследует некоторым историческим
традициям Древней Греции в ходе своей эволюции, а в последние века античного
мира непосредственно соприкасается с новыми явлениями, привнесенными
распространением христианства. Древний Рим по-своему продолжает то, что уже
было достигнуто в Греции, переосмысливает это наследие, создает как бы новый
облик художественной культуры, переживает свой упадок и, наконец, передает,
насколько это возможно, эстетическое наследие античности новой культуре
средневековья.
По-видимому,
в истории Рима сложились особые, местные музыкально-поэтические формы,
сопряженные с бытом и общественной жизнью: свадебные, похоронные, триумфальные
песни. Большое значение приобрела также военная музыка (рога, трубы).
Древнегреческий авлос был заменен здесь тибией (разновидность того же
инструмента). Есть основания думать, что ранне-римская культура обладала, при
всей своей незрелости, большим своеобразием, вернее, обещала большую
самостоятельность, чем показали в дальнейшем ее пути в области музыки.
Начиная
с V, особенно с IV века до
н. э., греческие образцы отчасти заслонили постепенно перед римлянами ценность
их местного искусства. Те же тенденции в греческом искусстве, которые были
характерны для эпохи эллинизма, были не только восприняты в Риме, но получили
здесь интенсивное развитие. В глазах историка местные художественные истоки и
ранние греческие влияния почти сливаются — так трудно различить
самостоятельный путь древнеримского музыкального искусства. Тем не менее, когда
общий облик музыкальной культуры в Риме уже сложился, когда музыкальная жизнь
империи приобрела специфические для нее формы, современники ощутили (и нам
легко этому поверить) не только преемственность, но и значительные различия
между Грецией и Римом. Как и в Греции, в Риме связь поэзии и музыки была очень велика:
поэтические произведения пелись в сопровождении кифары или авлоса (тибии).
Однако это уже не было делом самого поэта. Пышность и профессиональная выучка
торжествовали в исполнении стихов. Эклоги Вергилия и поэмы Овидия пелись с
танцами в театре. Изменился и характер музыки в драме. Хор в греческом
понимании исчез из нее. Сами представления имели не столько
этически-воспитательный, сколько празднично-развлекательный смысл. Сольное
пение в сопровождении тибии, пластическая пантомима под инструментальную
музыку (ансамбль), иногда хоровые эпизоды — такова была музыка в римском
театре. Ко времени Нерона там увлекались виртуозностью: певцы (как и
танцовщики), в сущности, вытесняли драматических актеров со сцены.
Преувеличенное самомнение и капризы певцов-трагедов неоднократно осмеивались в
литературе. Организация клаки, высокие гонорары исполнителям, нездоровое их
соперничество — все это было крайне далеко от обществен-
Предыдущая Следующая