Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
22
ного
пафоса греческого трагического театра, от почетной обязанности в организации
хора, от прославленных побед Эсхила и Софокла на состязаниях.
Совершенно
изменяется сама общественная атмосфера, окружающая искусство, в далекое
прошлое отходит этос — в понимании Платона и Аристотеля. Меняется весь
общественный уклад в Римской империи — в сравнении с афинской демократией, а
это, разумеется, самым непосредственным образом сказывается и на характере
больших государственных празднеств в Риме. Широкие цирковые состязания,
выступления гладиаторов, огромные концерты рассчитаны на сильнейший и часто
слишком внешний зрительный или слуховой эффект. Народ более не участвует сам в
празднествах, его лишь потешают ими, отвлекая от возмущений и ропота. Как бы
ни были грандиозны римские зрелища, они по существу вовсе не демократичны.
Большие и громкозвучные ансамбли, колоссальные хоры, виртуозы певцы, кифареды,
авлеты выступают в Риме при Нероне (император в 54—68 годы). В исполнении
пантомим участвует инструментальный ансамбль, соединяющий греческих и восточных
музыкантов. Орган, ценимый за силу звука, пользуется большим успехом. Бой
гладиаторов идет под звуки трубы, рогов и гидравлического органа. Император
Домициан учреждает так называемые капитолийские состязания на Марсовом поле,
на которые стекаются певцы и инструменталисты со всего мира.
В Риме
вообще со временем становится обычным сосуществование музыкантов,
представляющих разные художественные культуры: здесь и греческие кифареды, и
сирийские виртуозки, и вавилонские виртуозы, и александрийские певцы, и
андалузские танцовщицы с кастаньетами. В Риме звучат и тибия, и кифара, и
огромная лира, и арфа, и вавилонская волынка, и орган, и труба, и систр, и
всевозможные ударные. Распространяя свою власть все шире в Европе и за ее
пределами, Рим вовлекает в художественную жизнь самые различные музыкальные
силы, почему она и приобретает уже некоторую пестроту. Из музыкантов, собранных
отовсюду, составляются большие ансамбли — для концертов, празднеств, пиров,
пантомим. Кадры профессионалов непрерывно растут, пополняемые пленными
иноземцами. Знатные патриции содержат целые хоры и оркестры у себя в домах.
Учителям пения ставятся памятники. Виртуозы певцы и кифареды пользуются
огромной славой. Кифаред Анаксенор, певец Тигеллий при Цезаре и Августе,
кифаред Менекрат при Нероне, Мезомед при Адриане, кифареды Терпний и Диодор при
Веспасиане снискали и громкую славу, и богатство, и всеобщее признание.
Увлечение музыкой в гедонистическом ее понимании вызывает в Риме и расцвет любительства.
Сам Нерон решается выступать как певец и кифаред. Музыкой охотно занимаются
известные римлянки. Пению и игре на кифаре обучают детей в знатных семействах.
Предыдущая Следующая