Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вместе
с тем со II века н. э., а особенно в III и IV веках, как бы
в противовес господствующей художественной культуре Рима
23
поднимается
совсем иное идейное течение, представленное ранним христианством — сначала как
религией обездоленных и угнетенных масс, а затем как государственной религией.
Упадок античной культуры в эпоху разложения рабовладельческого строя как раз
способствует успешному развитию христианского искусства, во многом
противостоящего эстетике и музыкальной практике Рима предшествующих столетий:
Нельзя,
однако, отрицать и образовавшиеся на рубеже двух эпох некоторые связи между
наследием античности и развитием эстетической мысли последующего времени. Мы
увидим в дальнейшем, в чем заключались эти связи и каковы были существенные
различия между отношением к музыкальному искусству в лучшие века античности — и
на протяжении средних веков.
Если
же иметь в виду далекие перспективы музыкального искусства в Западной
Европе, по крайней мере начиная с эпохи Возрождения, то для данной
художественной области возымели значение в конечном счете не только
теоретическое наследие Древней Греции и совсем не образцы самой музыки, столь
немногочисленные и разрозненные, но прежде всего прогрессивные художественные
идеи, связанные с синтезом искусств в греческой трагедии, с неразрывной
сопряженностью поэзии и музыки. Этими идеями вдохновлялись многие музыканты —
от представителей Ренессанса и Монтеверди до Глюка, от Глюка до Вагнера и
Танеева, от них до наших дней.
В
развитии музыкальной культуры Западной Европы длительную и широкую
историческую полосу средних веков трудно рассматривать как единый период, даже
как одну большую эпоху с общими хронологическими рамками.
Первый,
исходный рубеж средневековья — после падения Западной Римской империи в 476
году — принято обозначать VI веком. Между
тем единственной областью музыкального искусства, оставившей письменные
памятники, была до XII века только музыка
христианской церкви. Весь своеобразнейший комплекс связанных с ней явлений
сложился на основе длительной исторической подготовки, начиная со II века, и включил в себя далекие истоки, уходящие за
пределы Западной Европы на Восток — в Палестину, Сирию, Александрию. Помимо
того церковная музыкальная культура средних веков так или иначе не миновала
наследия Древней Греции и Древнего Рима, хотя «отцы церкви», а в дальнейшем
теоретики, писавшие о музыке, во многом противопоставляли искусство
христианской церкви языческому художественному
Предыдущая Следующая