Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
миру
античности.
Второй
важнейший рубеж, знаменующий переход от средних веков к Возрождению, в Западной
Европе проходит не одновременно: в Италии — в XV веке, во
Франции — в XVI; в других странах борьба
средневековых и ренессансных тенденций протекает
в
разное время.
К
эпохе Возрождения все они приближаются с различным наследием средневековья, с намечающимися
собственными выводами из огромного исторического опыта. Этому в большой мере
способствовал значительный перелом в развитии художественной культуры
средневековья, наступивший в XI—XII веках и обусловленный новыми социально-историческими
процессами (рост городов, крестовые походы, выдвижение новых общественных
слоев, первые сильные очаги светской культуры и т. д.).
25
Однако
при всей относительности или подвижности хронологических граней, при
неизбежных генетических связях с прошлым и неравномерности перехода к
будущему, для музыкальной культуры западноевропейского средневековья характерны
многозначительные явления и процессы, которые свойственны только ей и
немыслимы в иных условиях, в другие времена. Это, во-первых, передвижение и
существование в Западной Европе множества племен и народов, находящихся на
разных ступенях исторического развития, множественность укладов и различных
политических строев в разных частях Европы — и при всем том настойчивое и
последовательное стремление католической церкви к объединению всего огромного,
бурного, многоликого мира не только общей идеологической доктриной, но и
общими принципами музыкальной культуры. Это, во-вторых, — неизбежная тогда
двойственность музыкальной культуры на протяжении всего средневековья:
церковное искусство неизменно противопоставляло свои единые каноны многообразию
народной музыки повсюду в Европе — и одновременно вынуждено было в различных
вариантах идти на компромисс и уступать вторжению местных народных музыкальных
элементов в свои канонизированные формы. То была непрерывная борьба при
неизбежных уступках и непрекращавшихся атаках с обеих сторон: церковь обличала
«греховность» народного искусства, а народная мелодика с ее местными живыми
интонационно-ритмическими приметами вторгалась в круг церковных песнопений. Это
не значило, однако, что церковная музыка становилась тождественна народной: ее
содержание, ее образность, вся ее эстетическая сущность были связаны с религией
и лишь постепенно эволюционировали под воздействием светского искусства.
Предыдущая Следующая