Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Ограничение
музыкальной культуры сферой церковного, с одной стороны, и народного — с
другой, искусства оставалось в силе в Западной Европе на протяжении примерно
полутысячелетия: в XII—XIII веках уже зародились новые формы светского музыкально-поэтического
творчества и в большой мере преобразилась церковная музыка. Но эти новые
процессы происходили уже в условиях развитого феодализма.
Для
истории всей европейской художественной культуры переход от античности к
средневековью, от рабовладельческого общественного строя к феодальному был
великим переломом, даже идейным переворотом глубокого значения и широчайшего
масштаба. Каковы бы ни были культурные связи между поздней античностью и
началом средневековья, художественная культура античного мира в ее типичных
проявлениях и высоких образцах — и складывающаяся в главных чертах культура
раннего средневековья решительно, принципиально отличны в своих
определяющих, ведущих тенденциях. Творчество древнегреческих трагиков и
произведения христианских писателей, создания античных скульпторов — и мозаики
христианских базилик — это явления различных исторических эпох, выражения
совершенно
26
различного
мировосприятия. В античном искусстве воплощены любовь и воля к жизни,
жизненный, земной драматизм, убежденность в гармоничности прекрасного
человека. В искусстве раннего средневековья — дидактическое отрицание всех
ценностей земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедь аскетизма.
Античному культу человеческого тела как совершеннейшей из тем искусства раннее
средневековье противопоставляет особую условность в передаче внешнего
человеческого облика, всего лишь как бренной оболочки бессмертного духа. И в
соответствии с этим, синкретическому единству искусств в античной трагедии
противостоит понимание музыки как служанки церкви.
Переход
от рабовладельческого общественного строя к феодальному в Западной Европе
отнюдь не ограничился территориальными пределами античного мира и не означал
замену одного строя другим именно в этих пределах. Феодализм складывался в
длительном, полном событий и столкновений процессе взаимодействия античного
общества и новых социальных сил, так называемых варваров, обосновавшихся (как
иберы) или передвигающихся (кельты, германцы, славяне) по Европе. В этом
процессе участвовали, таким образом, различные племена и народы: одни, живущие
еще родовым строем, другие, длительно существовавшие в условиях строя
рабовладельческого; одни, достигшие лишь невысокого уровня культуры, другие,
представлявшие высокую, даже изысканную эллинистическую культуру. Поскольку Рим
в начале нашей эры сосредоточил под своей властью огромную территорию (от
Португалии на восток до Каспийского моря и от Египта на северо-запад до
Британских островов), сфера античных влияний могла, казалось бы, стать к этому
времени достаточно широкой. Но, по той же причине, сама позднеантичная культура
вобрала в себя самые разнообразные культурные слагаемые. А затем, с падением
Рима, его значение для новой культуры было в большой мере подорвано, и лишь
Восточная Римская империя с центром в Византии (Константинополь) еще удерживала
связи с античной традицией, хотя в ней самой были очень сильны восточные
влияния. Наконец, в процессе формирования раннесредневековой культуры
немаловажным оказался самый путь новой религии — христианства,
распространявшегося с Востока, из эллинистической Иудеи, через Египет, Сирию,
Армению и впитавшего некоторые характерные особенности местных культовых форм.
Предыдущая Следующая