Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
известно, особый характер средневековой культуры, средневековой
образованности, средневекового искусства в большой мере определяется
зависимостью от христианской церкви.
«Средневековье
развилось на совершенно примитивной основе, — пишет Энгельс. — Оно стерло с
лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию,
чтобы начать во всем с самого начала. Единственным, что оно заимствовало от
погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных,
утративших всю свою прежнюю цивилизацию городов. В результате, как это бывает
на всех ранних
27
ступенях
развития, монополия на интеллектуальное образование досталась попам и само
образование приняло тем самым богословский характер. В руках попов политика и
юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми отраслями богословия
и к ним были применены те же принципы, которые господствовали в нем. Догматы
церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты
получили во всяком суде силу закона [...]...это верховное господство богословия
во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым
следствием положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего
синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» 1.
Для музыкального искусства раннего средневековья именно в связи с этой
диктатурой церкви огромное значение приобрело своеобразное разделение различных
его областей: профессионального церковного искусства, в принципе единого (на
латинском языке) для различных народов, принявших христианство, — и местного
народного искусства на различных языках и диалектах. Первое записывалось с
прогрессирующей точностью, второе оставалось в устной традиции. Поэтому о
церковной музыке мы можем судить на основании различных письменных памятников,
о народном искусстве — только по позднейшим записям.
Музыка
христианской церкви складывалась в своих первоначальных формах еще в
исторических условиях высокого могущества Римской империи и затем
начинающегося кризиса ее и всего рабовладельческого общественного строя. Тогда
христианская религия была, по выражению Энгельса, своего рода выходом для
порабощенных, угнетенных и обнищавших групп людей, которые не могли
сопротивляться «гигантской римской мировой державе» и не надеялись обрести в
этом мире надежду на спасение. Вера в загробную жизнь, в высшее воздаяние за все
совершенное на земле, а также идея искупления грехов человечества жертвой
распятого на кресте Христа были способны увлечь угнетенные народные массы.
Предыдущая Следующая