Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
От
начала распространения христианства до признания его государственной религией
Римской империи (IV век) и затем до кодификации
круга богослужебного пения к VII веку
и сама христианская религия, и связанное с ней музыкальное искусство проходят
огромный исторический путь. Из религии «страждущих и обремененных» христианство
становится господствующей религией, претендующей на вселенскую духовную
власть. На протяжении II—VI веков идет формирование новых родов церковной музыки,
которые в итоге образуют основу григорианского хорала как единого,
обязательного свода песнопений, принятых римской церковью.
Проследить
за ходом этого процесса на столь далекой исторической дистанции не
представляется в наше время воз-
1 М а р к с К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 360—361
28
можным.
Однако из сопоставления сложившихся образцов григорианского пения и культовой
музыки восточных стран, откуда началось распространение христианства,
исследователи делают выводы о некоторых истоках раннехристианской музыки.
Уникальный образец записи (на папирусе — на обороте счета зерна) христианского
гимна найден в Оксиринхе (Египет) и относится предположительно к III веку. Подобных памятников в греческой нотации
больше найти не удалось. Гимн из Оксиринха, по-видимому, представляет античную
струю в христианском гимнотворчестве и, возможно, переносит сюда традицию
одического искусства Древней Греции (пример 5).
В
остальном же раннехристианская музыка, как предполагают специалисты,
унаследовала приемы псалмодии как особого рода речитации с мелодическими
вступлением и заключением — из ритуального древнеиудейского пения, а
мелизматический склад ряда песнопений (например, широкораспетых аллилуй) — из
коренных мелизматических традиций в музыке Сирии, Армении, Египта.
Сопоставление стариннейших форм ритуального пения, сохранившихся в европейских
общинах Йемена с их замкнутой патриархальной жизнью, — и ряда григорианских
напевов позволяет уловить преемственную связь псалмодии в хорале и древнего
синагогального псалмодирования. Современным ученым это представляется
естественным, поскольку раннехристианские общины, еще не выделявшие из своего
состава певцов-профессионалов, могли попросту осваивать местные формы ритуала
духовной и церковной музыки. Точно так же предполагается, что исполнительские традиции
христианского пения — антифон и респонсорий — сложились на основе восточных
образцов. Антифонное пение (противопоставление двух хоровых групп) было
известно в Александрии уже в I веке: его
вводила там в обычай христианская секта терапевтов. Но еще ранее антифон
сложился в Сирии и Палестине. С IV века он стал
распространенным приемом у христиан, и его основание приписывалось даже миланскому
епископу Амвросию. Респонсорий, то есть чередование сольного пения и «ответов»
хора, тоже усвоенное христианами, по мнению исследователей в равной мере имеет
восточное происхождение.
Предыдущая Следующая