Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
бы ни было велико значение восточных традиций и образцов для формирования
раннехристианского искусства, вряд ли они могли определить весь ход его
дальнейшего развития и остаться жизнеспособными в различных исторических
условиях и на значительном отдалении от Сирии, Палестины, Египта, где-либо к
северу Европы. По всей вероятности, весь накопленный ранним христианством опыт
был переработан, как бы переплавлен в григорианском хорале. Псалмодия, особый
вид речитации-пения — имеет ли она только лишь синагогальное происхождение? Не
складывались ли у различных народов, населявших Европу, свои типы
речитации-сказа, например, в связи с эпосом? Точно так же принцип антифона не
обязательно дол-
29
жен
был возникнуть только на Востоке и лишь оттуда прийти в Европу. Если б он не
нашел для себя естественной, подготовленной почвы в новых исторических
условиях, разве мог бы он существовать на протяжении многих веков? Иными
словами, отнюдь не отрицая значения восточных образцов в начале сложения
христианской музыки, мы вправе предположить и существование новых, как бы
встречных тенденций, исходящих из иных исторических, социальных и культурных
условий, в которых продолжалось ее развитие в Западной Европе.
Историческая
подготовка григорианского хорала как ритуального пения господствующей
христианской церкви была длительной и разносторонней. Псалмодия,
мелизматическое пение, гимны и псалмы — все это составляло словно бы различные
жанровые основания, на которых складывался хорал и которые определили его
внутреннее многообразие. Аскетическому характеру раннего христианства, его
этическим позициям в значительной мере соответствовало на первых порах строгое,
простое псалмодическое пение в христианских общинах (особенно в крайних,
аскетических сектах), с его ограничением мелодии в пользу слова. Однако и
ранняя христианская музыка не могла избегнуть тяги к мелодии, к пению как
таковому. Наряду с псалмодированием в ее обиход вошли и гимны, как музыкально-поэтические
произведения, соединяющие стихотворный текст с мелодией песенного склада.
Расцвет христианского гимнотворчества относится к IV веку, но происхождение гимнов было более ранним. Как
известно, отцы церкви одновременно обличали светскую, «языческую» музыку,
участницу пиров и оргий, изнеживающую и развращающую нравы, — и признавали
пользу ее, когда она восхваляет божество и помогает слову,
главенствующему в песнопении, «через наслаждение слуха» наилучшим образом воздействовать
на «слабый дух» человека. Это уже был характерный компромисс в бесчисленном
ряду тех, на которые шла церковь в своей борьбе со светским искусством и в
своих уступках ему же — ради собственной пользы.
Предыдущая Следующая