Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
После
разрозненных и довольно смутных сведений о создании гимнов во II веке, более определенные данные о гимнотворчестве
дошли к нам от III века. Крупнейшими создателями
гимнов были в IV веке: Арий в Александрии, Ефрем
Сирин в Сирии, Иларий из Пуатье в Галлии, епископ Амвросий в Милане, его
последователи Августин и Пруденций. По всей вероятности, гимнотворцы, складывая
духовные стихи, либо подбирали к ним популярные в быту мелодии, либо создавали
их по таким образцам. Ария, например, упрекали в том, что напевы его гимнов
носят простонародный характер; заимствовал он также музыку из песен, которые
считались «распущенными» и порицались за это. Хотя записи некоторых гимнов
дошли до нас лишь от XII века, все же
есть основания заключить, что мелодика их ближе всего к песенной и в этом
смысле издалека предваряет принципы му-
30
зыкально-поэтического
искусства гораздо более позднего времени. Сопоставляя образцы гимнотворчества,
приписываемые епископу Амвросию и Пруденцию с принципом псалмодирования,
нетрудно убедиться, что гимны во многом противостояли аскетическому
художественному складу ритуальной псалмодии (примеры 6, 7).
Еще
более разительным оказывается отличие мелизматических распевов, так называемых юбиляций
(«восхвалений») и аллилуй, во всяком случае, от псалмодии и в большой мере
даже от гимнов. Насколько словесный текст был подавляюще важен при
псалмодировании, насколько он был равен напеву в гимнах, настолько же он
отступает перед мелодией в юбиляциях и никогда не может с ней равняться. В
юбиляциях на одно слово приходится широкий мелодический распев, по всей
вероятности — выступление певца с радостными, ликующими, если не
экстатическими возгласами. Здесь полностью торжествует мелодия, как бы возносясь
над текстом, приобретая несколько импровизационный характер.
Разумеется,
мы не можем судить о развитии раннехристианской музыки во всей его
конкретности, широте, последовательности, не можем восстановить сколько-нибудь
полную картину того, что происходило до составления григорианского антифонария,
то есть до канонизации круга богослужебных песнопений римской церкви. Более или
менее ясны лишь роды церковного пения (разделяющиеся по складу мелодики, по
соотношению ее с текстом), подготовленные на протяжении предшествующих этапов
и вошедшие затем в антифонарий, составление которого приписывалось папе
Григорию I.
Предыдущая Следующая