Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К
тому времени, когда был создан григорианский антифонарий, уже накопился известный
опыт церковнопевческих школ в ряде монастырей — этих своеобразных центров новой
церковной образованности, возникавших с IV века в Болонье, Кремоне, близ Милана, в Равенне,
Неаполе, позднее в Галлии и Ирландии, в начале VI века в Монте-Кассино (бенедиктинский монастырь). Если
у ранних христиан в пении объединялась вся община, обычно привносившая в него
явные следы местного мелодического склада, то со времени Лаодикейского собора
(364) в церкви разрешалось выступать только певцам-профессионалам.
Надо
полагать, что уже в первых монастырях усилиями местных духовных деятелей был в
какой-то степени произведен отбор круга песнопений для церковного обихода.
Примечательно, между прочим, что еще в, V—VII веках
сложились особые, местные традиции церковного пения, которые впоследствии не
вполне совпадали с кодифицированным григорианским антифонарием. Таково
амвросианское пение в Милане (связанное с именем епископа Амвросия Миланского),
галликанское с центром в Лионе, мозарабское, заявившее о себе в VII веке в Толедо и Вильядолиде.
В
конце IV века произошло, как известно, разделение Римской
империи на западную (Рим) и восточную (Византия), исторические судьбы которых
оказались затем различными. Тем самым обо-
31
собились
западная и восточная церкви, поскольку христианская религия именно к тому
времени стала государственной. Когда Рим пал под натиском варваров, Византия
еще "была в полной силе, а в VI веке,
при императоре Юстиниане, достигла даже значительного расцвета и политического
могущества. И — странным образом — не только Византия, но и Рим, утративший
свою политическую роль, сохраняли важнейшее значение церковных центров,
регулирующих и формирующих, в частности, все, что относилось к искусству
христианской церкви. Не только константинопольский патриарх, но и римский папа
как первый из епископов приобретает верховную власть главы своей церкви. Мало
того, как раз в Риме, где позиции светской государственной власти были
ослаблены, если не утрачены, значение высшего духовенства резко возросло:
«Римским папам пошло на пользу перенесение императорской резиденции из Рима», —
отметил в этой связи Маркс 2.
Предыдущая Следующая