Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С
разделением Римской империи и образованием двух центров христианской церкви
пути церковного искусства, находившегося в процессе окончательного формирования,
в значительной мере тоже обособились на Западе и Востоке. Каждая из церквей претендовала
на верховное, «вселенское» значение — католическое (лат.), кафолическое
(греч.). На первых порах, однако, более сильная Византия
оказывала существенное влияние на Рим в вопросах церковного искусства. Римская
певческая школа складывалась в то время, когда авторитет Византии в этом смысле
был уже достаточно высок. Характер наших знаний о византийском музыкальном
искусстве остается более или менее «теоретическим» вплоть до XIII века: ранние нотные памятники не читаются. Но мы
знаем о прочных и широких связях Византии с восточными странами, о значении в
ней греческой письменности и греческих культурных традиций вообще, о пышном
стиле богослужений в Константинополе при Юстиниане, о расцвете гимнотворчества
(Иоанн Дамаскин в VIII веке), об организации певческого
дела, о разработке музыкальной теории (учение о восьми церковных ладах, так
называемый Октоих). На тех этапах развития Византия могла быть в значительной
мере образцом для Рима. Впоследствии, с происшедшим в XI веке разделением западной, католической, и восточной,
православной, церквей, открыто противопоставивших себя одна другой, эти давние
связи, разумеется, остались только в прошлом.
Основание
римской певческой школы как определенной организации относится, по всей
вероятности, еще ко времени папы Сильвестра I (314—335). На первых порах она развивалась как бы
параллельно иным, монастырским школам. Но, выдвигаясь в роли западного
церковного центра, Рим претендовал на главенствующее положение и стремился
обобщить и упорядочить все свое церковнопевческое достояние. Опираясь отчасти
на опыт Византии и не порывая также связи с другими церковнопевческими центра-
2 Архив Маркса и Энгельса, т. 5, 1938, с. 11.
32
ми
(особенно с Миланом), Рим переработал по-своему все, чем располагала
христианская церковь, и создал на этой основе канонизированное ее искусство —
григорианский хорал.
Предыдущая Следующая