Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
течение IV, V, VI веков римские певцы накапливают, отбирают и шлифуют огромное
количество различных напевов, попадающих в Рим отовсюду или появившихся здесь,
на месте. Осуществляется ли создание устойчивых форм ритуального пения под
руководством отдельных пап, или совершается всего лишь в их время — судить
трудно: легенда приписывает им определенные личные заслуги, а история не дает
этому вполне достоверных подтверждений. Так, папе Дамазию (до 384 года) приписывается
установление порядка в вокальных частях литургии, при папе Целестине I (до 432 года) будто бы определился характер
вступительной ее части и т. д. И дальше, вплоть до папы Григория I (590—604), процесс систематизации богослужебных
напевов, оформления церковного ритуала основывался на практике римской
певческой школы. Создание антифонария, приписываемое папе Григорию, было
подготовлено, по крайней мере, трехвековой деятельностью римских певцов при
участии местного духовенства. В итоге церковные напевы, отобранные, канонизированные,
распределенные в пределах церковного года, составили при папе Григории (по меньшей
мере — по его инициативе) официальный свод — антифонарий. Входящие в него
хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой
богослужебного пения католической церкви.
Каково
бы ни было личное участие папы Григория I в создании антифонария, легенда о нем, если можно
так выразиться, исторически убедительна. Стремление утвердить единую, обязательную
для римской церкви систему церковного пения — в духе всей деятельности этого
папы по укреплению и централизации высшей церковной власти. Папа Григорий I происходил из богатейшей патрицианской семьи,
владевшей обширными землями и располагавшей очень крупными средствами. Он
получил хорошее по тому времени богословское образование, смолоду питал интерес
к делам церкви и религии, обладал, видимо, сильным, волевым характером. Был
претором Рима, основал несколько монастырей, вступил в орден бенедиктинцев. В
578 году его направили в Константинополь как папского нунция. Пробыв там около
семи лет, он имел возможность вникнуть в положение византийской церкви и
наилучшим образом ознакомиться с ее певческой школой. Возвратившись в Рим,
занимал ряд высоких духовных должностей, а с 590 года стал римским папой.
Предыдущая Следующая