Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
глава римской церкви, Григорий I не только
проявлял большую энергию и инициативу в церковных делах, но постоянно
вторгался в сферу светских, государственных интересов, будучи идеологом,
верховным организатором церкви — и одновременно смелым политиком. Своей
реальной деятельностью и своими писаниями он стремился упорядочить влияние
римской церкви как вселенской, противопоставить высшую власть папы — власти
33
константинопольского
патриарха. Преуспел он и как политик: в течение ряда лет ему удавалось
ограждать Рим от нашествий лонгобардов, откупаясь от их короля крупными
суммами! При таком размахе деятельности естественно было для Григория I вмешаться и в богослужебно-певческие дела римской
церкви и способствовать их упорядочению: это являлось тоже немаловажной
стороной укрепления ее власти и пропагандистской силы. Григорианский хорал
призван был служить именно этому — и та или иная инициатива папы Григория I стоит здесь вне сомнений. Подлинник антифонария,
составленного при Григории I, не
сохранился; существуют лишь его позднейшие копии. Языком григорианского хорала
остался латинский, и впредь традиционный в письменности средневековья. Однако
со временем латынь, когда-то живой язык в Древнем Риме, становилась все
более далекой от развивающейся в средние века реальной речи даже самих римлян —
не говоря уж, конечно, о многочисленных языках и наречиях молодых народов,
населявших Западную Европу. Тем не менее латынь остается и поныне основой
католического богослужения. Мелодический склад григорианского хорала в его первоначальном
виде мы не можем представить с полной точностью. Дело в том, что на рубеже VI и VII веков запись
мелодии основывалась не на принципе ее точного воспроизведения, но лишь на
принципе ее напоминания — при наличии крепкой устной традиции, накопившихся
навыков певцов.
Вообще
всю предысторию григорианского хорала, весь путь его формирования в целом
невозможно понять вне такого особого явления, как устная традиция. Стариннейшие
церковные песнопения в течение многих веков передавались, так сказать, из рук
в руки, от певца к певцу, из Малой Азии в Европу, из одного христианского
центра в другой. Трудно предположить, что этот процесс не был связан с той или
иной эволюцией самих напевов. Известно, что к IV веку в хоровой практике восточных христиан
выработалась система своего рода мнемонических указаний: руководитель хора
движениями рук (хейрономия) напоминал о направлении мелодии. Направление, но
без интервальных обозначений, указывалось и в стариннейших нотных записях
средневековья. Точно так же и ритм, который, надо полагать, определенным
образом устанавливался при хоровом исполнении, не был точно зафиксирован раз
навсегда. Словом, интонационно-ритмическое движение могло иметь как бы ряд
вариантов, что вполне закономерно при устной или наполовину устной традиции.
Лишь значительно позднее, когда появились иные, более совершенные системы
записи сначала высотных, а затем и ритмических соотношений звуков,
григорианский хорал мог быть зафиксирован с большой точностью (по традиции он и
в дальнейшем записывается мензуральной нотацией на четырех линейках). Между
тем к той поре сам хорал не мог не претерпеть значительных изменений — как
показывают многочисленные примеры его многоголосных обработок начиная с XI века: он стал более медленным и мерным
Предыдущая Следующая