Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
34
по
движению, как бы застыл, «растянулся», утратил ритмическое
многообразие.
Однако
это вовсе не значит, что григорианский хорал был к началу VII века таким же, каким он становился к XII—XIII векам.
Напротив, не зная детально его ритма, мы вправе предположить значительную
ритмическую гибкость мелодии, то псалмодически следующей за текстом, то
приобретающей большую ритмическую четкость и оформленность в гимническом
складе, то импровизационно-напевной в юбиляциях. Очевидно, наподобие
ладоинтервальных формул, характерных, как увидим далее, для хорала, сложились
и своего рода ритмические формулы, быть может с различными их функциями в
началах или заключениях различных форм богослужебного пения. Но все эти формулы
были особым руслом, направлявшим движение мелодии, но не определявшим его с полной
точностью во всем масштабе.
В
связи с самой природой григорианского хорала и с особенностями его
первоначальной записи существуют различные возможности, даже различные
принципы его современной расшифровки. Исследователи за рубежом спорят об этих
принципах. Целый ряд ученых придерживается идеи о несовпадении ритмических
текстовых ударений в хорале с его метрической периодичностью, об отсутствии
самостоятельной музыкально-ритмической организации в нем. С другой стороны,
существуют попытки подчинить расшифровку хорала метроритмической периодичности.
Надо
полагать, однако, что ни та, ни другая крайняя точка зрения не приемлема
полностью, и в то же время за каждой из них стоят свои более или менее
убедительные доводы. Нельзя, по существу, ни исключить возможности
самостоятельного метроритмического движения в хорале, ни подчинить весь хорал
нашим представлениям о метроритме. Нельзя именно потому, что хорал был
наполовину искусством устной традиции, допускающей большую свободу, чем наша
запись длительностей, и не требующей вместе с тем той безграничной свободы,
которую предполагает у нас отказ от фиксации длительностей вообще. По всей
вероятности, в псалмодических частях хорала мелодия не была ритмически строго
оформленной и подчинялась свободному произнесению прозаического текста,
переходя к ритмическим формулам, возможно, лишь в концовках фраз. Другой тип
мелодического движения был характерен для тех образцов хорала, в которых
сочетался и силлабический склад (по звуку на слог), и распетые слоги. Наконец,
особый тип движения мог отличать юбиляции, аллилуйи, вообще мелизматическое
пение: здесь ритмическая периодичность могла сочетаться со свободой
импровизации, с замедлениями, ускорениями, с задерживанием определенного звука
и т. д. Таким образом, с нашей точки зрения, нет реальных оснований придерживаться
лишь одного какого-либо принципа ритмической расшифровки образцов
григорианского хорала.
Предыдущая Следующая